Свен Карстен: Комментарии к "Секрету Джона Джаспера"

"Сек­рет Джона Джас­пе­ра" пера аме­ри­кан­ско­го жур­на­ли­ста Генри Мор­фор­да, из­да­ный уже через два года после пре­кра­ще­ния пуб­ли­ка­ций ори­ги­наль­ной дик­кен­сов­ской "Тайны Эдви­на Друда" — одно из самых сим­па­тич­ных, на мой взгляд, про­дол­же­ний ро­ма­на. По-аме­ри­кан­ски про­сто, но креп­ко ско­ло­че­ный сюжет, ли­шен­ный из­бы­точ­ной ро­ман­тич­но­сти и удо­вле­тво­ри­тель­но со­еди­ня­ю­щий сю­жет­ные нити — что еще тре­бу­ет­ся чи­та­те­лю "века пара и элек­три­че­ства?!" Да и "века Ин­тер­не­та" тоже.

Про­бе­жим­ся кра­тень­ко по сю­же­ту (вни­ма­ние: спой­лер!)
 

Пер­вая глава по­ка­зы­ва­ет чи­та­те­лю "на­пы­щен­но­го глуп­ца и мэра Клой­стерг­э­ма" То­ма­са Сапси, пре­да­ю­ще­го­ся меч­там о воз­ве­де­нии его в зва­ние Пэра Ан­глии. От этих грез его от­вле­ка­ет ми­стер Дэ­че­ри, ко­то­рый нашел где-то (якобы, ото­брал у маль­чиш­ки по имени Кро­у­ши) бу­маж­ник "по­кой­но­го" Эдви­на Друда, пу­стой и ис­пач­ка­ный, но с ясно раз­ли­чи­мой мо­но­грам­мой. Дэ­че­ри хочет лично до­ста­вить эту улику Джас­пе­ру — об­ра­до­вать его от всей души, так ска­зать. Мэр Сапси при­гла­ша­ет­ся при­сут­ство­вать при этом со­бы­тии.

Вто­рая глава по­вест­ву­ет о ка­ме­но­те­се Дерд­л­зе, ко­то­рый, ока­зы­ва­ет­ся, не толь­ко ма­стер по над­гроб­ным пли­там, но и непло­хой скуль­птор: ка­но­ник Кри­спаркл за­ста­ёт Дерд­л­за в его "сту­дии" (еще одной дыре в го­род­ской стене) за со­зда­ни­ем скульп­тур­но­го порт­ре­та ми­ло­вид­ной мо­ло­дой жен­щи­ны: как узна­ёт ка­но­ник из ма­ло­связ­ных ком­мен­та­ри­ев Дерд­л­за — быв­шей воз­люб­лен­ной ка­ме­но­тё­са,. Дав­ным-дав­но несчаст­ную со­блаз­нил и бро­сил с ре­бен­ком некий хлыщ-"псал­мо­пе­вец". Вос­по­ми­на­ния Дерд­л­за пре­ры­ва­ет вопль с улицы, при­чем, не "при­зрач­ный", а вполне на­сто­я­щий — это слу­чив­ший­ся по­бли­зо­сти фи­лан­троп Сла­сти­г­рох по­лу­чил кам­нем в спину от маль­чиш­ки Де­пу­та­та. Те­перь Сла­сти­г­рох, пой­мав него­дяя и пе­ре­ки­нув его через ко­ле­но, вко­ла­чи­ва­ет ему за­чат­ки по­чте­ния к стар­шим через яго­дич­ные мышцы. Дерд­лз узна­ёт в Сла­сти­г­ро­хе пе­ре­шед­ше­го ему ко­гда-то до­ро­гу "псал­мо­пев­ца". Не надо быть те­перь боль­шо­го ума че­ло­ве­ком, чтобы до­га­дать­ся, что чер­тё­нок Де­пу­тат — сын Сла­сти­г­ро­ха (о чем оба, по­нят­но, не имеют ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния).

В тре­тьей главе мы видим Тар­та­ра, рас­ска­зы­ва­ю­ще­го Елене Ланд­лесс о том, что он, про­гу­ли­ва­ясь, по сво­е­му обык­но­ве­нию, по крыше, за­ме­тил через окно внут­ри квар­ти­ры Ланд­лес­сов неко­е­го гос­по­ди­на, ро­ю­ще­го­ся в ящи­ках стола. Поняв, что этот ми­стер и есть пре­сло­ву­тый Джас­пер, Тар­тар мо­ло­дец­ки впрыг­нул в окно и схва­тил него­дяя за горло. После ми­нут­ной без­молв­ной схват­ки Джас­пер бежал, вы­ро­нив боль­шой цен­но­сти коль­цо из ру­би­нов и брил­ли­ан­тов, оправ­ле­ных в зо­ло­то. Тар­тар по­до­зре­ва­ет, что это коль­цо Джас­пер со­би­рал­ся под­бро­сить Ланд­лес­сам. При­со­еди­нив­ший­ся к раз­го­во­ру Грюд­жи­ус узна­ет фа­миль­ное вен­чаль­ное коль­цо се­мей­ства Бут­то­нов: он сам вру­чил это коль­цо Эдви­ну Друду за пару дней до его ис­чез­но­ве­ния.

Сле­ду­ю­щая глава ма­ло­ин­те­рес­на. В ней Бил­ли­кин и Твин­кл­тон про­дол­жа­ют пи­ки­ро­вать­ся, а Елена упре­ка­ет Розу за то, что та слиш­ком быст­ро за­бы­ла Эдви­на и увлек­лась мо­ря­ком Тар­та­ром. По­пут­но Елена при­зна­ет­ся, что и сама с пер­во­го взгля­да по­лю­би­ла Эдви­на Друда. Роза по­тря­се­на этим при­зна­ни­ем (да и мы вме­сте с ней тоже).

Вру­че­ние бу­маж­ни­ка Эдви­на дяде "по­кой­но­го" про­ис­хо­дит в пятой главе. На­прав­ля­ясь к дому Джас­пе­ра, Дэ­че­ри, слов­но невзна­чай, встре­ча­ет "сво­е­го ста­ро­го при­я­те­ля", неко­е­го Боба Фил­пит­са, и при­хва­ты­ва­ет его с собой. Бу­маж­ник про­из­во­дит на Джас­пе­ра сног­сши­ба­ю­щее дей­ствие — хор­мей­стер па­да­ет без чувств. Пока про­чие по­мо­га­ют Джас­пе­ру при­дти в себя, Фил­питс вы­бе­га­ет вон. Позд­нее Дэ­че­ри уко­ря­ет его за ма­ло­ду­шие.

Ше­стая глава: Елена Ланд­лесс и ми­стер Грюд­жи­ус по­се­ща­ют ап­те­ка­ря Чип­пер­кой­на, зна­то­ка ле­кар­ствен­ных трав Индии. Елена хочет найти у него ин­гре­ди­ен­ты для опи­ум­ной смеси осо­бо­го рода. Ока­зы­ва­ет­ся, Елена в этом хо­ро­шо раз­би­ра­ет­ся. Чип­пер­койн не без со­мне­ний по­став­ля­ет тре­бу­е­мое, пре­ду­пре­ждая Елену, что такая смесь очень опас­на, и ку­риль­щик может легко скон­чать­ся из-за непра­виль­но­го сме­ши­ва­ния. Елена уве­ря­ет ап­те­ка­ря, что всё будет в по­ряд­ке.

В седь­мой главе мы зна­ко­мим­ся с маль­чиш­кой Кро­у­ши и его со­ба­кой. Се­мей­ство Кро­у­ши про­зя­ба­ет в бед­но­сти в хи­жине неда­ле­ко от Клой­стерг­эм­ской за­пру­ды (той, возле ко­то­рой ка­но­ник нашел кар­ман­ные часы Эдви­на). Кро­у­ши по­лу­ча­ет от Дэ­че­ри шил­линг и чер­ный шарф Джас­пе­ра, с ука­за­ни­ем под­ки­нуть этот шарф на пути про­гу­ли­ва­ю­ще­го­ся непо­да­лё­ку Джас­пе­ра. Кро­у­ши вы­пол­ня­ет тре­бу­е­мое; на­ткнув­ший­ся на еще одну улику Джас­пер по­тря­сён на­ход­кой до су­до­рог.

В сле­ду­ю­щей главе мы видим, на­ко­нец, Елену Ланд­лесс в муж­ском пла­тье. Порт­ной хо­ро­шо по­ста­рал­ся, и те­перь Елену (в по­лу­тьме и со­сле­пу) можно при­нять за необы­чай­но ми­ло­вид­но­го маль­чи­ка. Раз­до­быть ко­стюм Елене по­мо­гал Тар­тар. В этом на­ря­де Елена со­би­ра­ет­ся про­ник­нуть в опи­умо­ку­риль­ню. Невил вос­хи­щен сме­ло­стью сест­ры. Елена от­кры­ва­ет ему "тайну", что Роза влюб­ле­на в Тар­та­ра. Сра­жен­ный этой но­во­стью Невил ре­ша­ет из­гнать образ Розы из сво­е­го серд­ца.

Глава де­вя­тая. В ней ми­стер Топ бес­по­ко­ит­ся об от­пра­вив­шем­ся на ку­рорт На­сто­я­те­ле со­бо­ра (тот мед­лит с воз­вра­ще­ни­ем и уже два­жды про­во­дил служ­бу в та­мош­ней ча­совне; как бы не остал­ся там на­со­всем!), а "фар­фо­ро­вая пас­туш­ка" мис­сис Кри­спаркл вы­го­ва­ри­ва­ет сво­е­му сыну за то, что тот слиш­ком часто на­ве­ща­ет в Лон­доне Ланд­лес­сов, и кон­крет­но Елену — уж не влю­бил­ся ли до­ро­гой Септ в эту де­ви­цу?! Нет, млад­ший ка­но­ник любит её не боль­ше, чем любое дру­гое чадо божье, мама может быть спо­кой­на.

В де­ся­той главе Джас­пер ре­ша­ет­ся на по­хи­ще­ние Розы: он пы­та­ет­ся силой уса­дить её в кэб и увез­ти. Розе уда­ёт­ся вы­рвать­ся, сло­мав при этом двер­цу кэба. Рядом слу­ча­ет­ся Грюд­жи­ус, он спа­са­ет Розу, Джас­пер убе­га­ет.

В главе один­на­дца­той Елена в об­ра­зе маль­чи­ка на­ве­ды­ва­ет­ся к ста­ру­хе-Ку­рил­ке, чтобы угро­за­ми и по­су­ла­ми денег по­бу­дить её со­об­щить, когда Джас­пер при­дет в оче­ред­ной раз ку­рить опиум.

Две­на­дца­тая глава по­ка­зы­ва­ет чи­та­те­лю Дерд­л­за в офисе фи­лан­тро­па Сла­сти­г­ро­ха — Дерд­л­за него­ду­ю­ще­го и об­ви­ня­ю­ще­го. Сла­сти­г­рох по­став­лен в из­вест­ность о су­ще­ство­ва­ни­ии у него вне­брач­но­го сына. Об­на­ро­до­ва­ние этого факта раз­ру­шит ре­пу­та­цию Сла­сти­г­ро­ха. Фи­лан­троп мо­раль­но раз­дав­лен.

Джас­пер пред­при­ни­ма­ет еще одно ноч­ное пу­те­ше­ствие в собор. В главе три­на­дца­той, за­брав­шись на чер­дак (не на башню), он сни­ма­ет несколь­ко досок пе­ре­кры­тия и при­ла­жи­ва­ет к стро­пи­лам блок и ве­рев­ку, со­би­ра­ясь ку­да-то спу­стить­ся. Но вле­тев­ший в окно ка­мень и крик "Твил­ди-ди, не жги огонь после де­ся­ти!" спу­ги­ва­ют его — Джас­пер в па­ни­ке спа­са­ет­ся из со­бо­ра домой, едва не по­се­дев от стра­ха быть об­на­ру­же­ным.

В че­тыр­на­дца­той главе Хирам Грюд­жи­ус пре­да­ёт­ся груст­ным раз­ду­мьям: он любит Розу (как дочь), а она пред­по­чи­та­ет об­ще­ство Тар­та­ра. По­яв­ля­ет­ся Роза с идеей устро­ить сов­мест­ный обед: ста­рик Грюд­жи­ус и вся мо­ло­дежь (ис­клю­чая ска­зав­ше­го­ся боль­ным Неви­ла). Обед про­хо­дит успеш­но; Тар­тар поёт мор­ские бал­ла­ды, Грюд­жи­ус пла­чет о своей раз­би­той любви к ма­те­ри Розы.

В сле­ду­ю­щей главе Джас­пер по­прав­ля­ет рас­ша­тан­ные нервы в опи­умо­ку­рильне, не по­до­зре­вая о пря­чу­щей­ся за за­на­вес­кой Елене. Ста­ру­ха по­да­ёт ему при­го­тов­лен­ную Еле­ной смесь, Джас­пер быст­ро от­клю­ча­ет­ся. Елена на­ло­же­ни­ем рук на его лоб по­буж­да­ет Джас­пе­ра к при­зна­нию: он за­ду­шил Эдви­на шар­фом и спу­стил труп в проём стены со­бо­ра — ока­зы­ва­ет­ся, стены (из со­об­ра­же­ний эко­но­мии строй­ма­те­ри­а­лов) полые внут­ри!

Глава шест­на­дца­тая, ко­ми­че­ская. К мис­сис Бил­ли­кин при­ез­жа­ет в по­ис­ках квар­ти­ры бо­га­тая дама. По­су­лив пять фун­тов в неде­лю и до­ве­дя тем хо­зяй­ку почти до экс­та­за, она вы­дви­га­ет мно­же­ство тре­бо­ва­ний по ре­мон­ту и улуч­ше­нию ком­нат, а затем неожи­дан­но сбав­ля­ет плату до пяти шил­лин­гов. Бил­ли­кин в бе­шен­стве. Твин­кл­тон и Роза ото­мще­ны. Дама уез­жа­ет; это была ак­три­са, на­ня­тая Тар­та­ром.

Груст­ным раз­ду­ми­ям о своей греш­ной жизни пре­да­ет­ся и пре­по­доб­ный фи­лан­троп Сла­сти­г­рох. К сем­на­дца­той главе он ре­ша­ет­ся ис­пра­вить со­де­ян­ное и от­прав­ля­ет­ся в Клой­стерг­эм, чтобы найти сы­ниш­ку-Де­пу­та­та. Он едва не по­яв­ля­ет­ся там слиш­ком позд­но: со­ба­ка Кро­у­ши почти уже за­грыз­ла со­рван­ца за то, что тот кинул ка­мень в её хо­зя­и­на. Де­пу­та­та спас лишь чер­ный шарф Джас­пе­ра, неве­до­мо как ока­зав­ший­ся на шее маль­чиш­ки. Сла­сти­г­рох уво­зит по­лу­жи­во­го Де­пу­та­та в Лон­дон.

Де­вят­на­дца­тая глава пред­став­ля­ет собой про­то­кол по­ка­за­ний ка­мен­щи­ка Дерд­л­за ми­сте­ру Дэ­че­ри, эс­квай­ру и ад­во­ка­ту. Дерд­лз рас­ска­зы­ва­ет, как он про­шлым Рож­де­ством, от­пра­вив­шись по­пра­вить ущерб, при­чи­нен­ный со­бо­ру ура­ган­ным вет­ром, услы­шал сла­бые крики о по­мо­щи, до­но­ся­щи­е­ся, ка­за­лось, из одной из стен со­бо­ра. Кир­кой и ломом Дерд­лз про­бил в стене от­вер­стие, до­ста­точ­ное для того, чтобы выз­во­лить от­ту­да по­лу­мёрт­во­го Эдви­на Друда. В чем Дерд­лз и под­пи­сы­ва­ет­ся как Сэмю­эль Да­стин.

В главе два­дца­той Дерд­лз-Да­стин и ми­стер Джас­пер спус­ка­ют­ся в под­зе­ме­лья со­бо­ра во вто­рой стран­ной ноч­ной экс­пе­ди­ции. Дерд­лз вскры­ва­ет пару могил и из­вле­ка­ет пару че­ре­пов, рас­ска­зы­вая вся­кие ужасы о за­му­че­ных сред­не­ве­ко­вых мо­на­хах и их убий­цах. Под­го­то­вив таким об­ра­зом Джас­пе­ра, Дерд­лз вне­зап­но от­кры­ва­ет дверь в стене — и по­тря­сен­ный Джас­пер видит за ней при­зрак Эдви­на Друда! Джас­пер па­да­ет в об­мо­рок, его вы­но­сят.

Два­дцать пер­вая глава по­ка­зы­ва­ет нам Неви­ла Ланд­ле­са от несчаст­ной любви ре­шив­ше­го стать мо­на­хом. Ка­но­ник Кри­спаркл бла­го­слов­ля­ет его.

В сле­ду­ю­щей главе ка­но­ник Кри­спаркл бли­ста­тель­но про­по­ве­ду­ет, а боль­ной и по­се­дев­ший от пе­ре­жи­ва­ний Джас­пер пред­чув­ству­ет при­бли­же­ние рас­пла­ты за грехи.

От­ку­да ни возь­мись, в кон­то­ру Грюд­жи­уса воз­вра­ща­ет­ся дав­ным-дав­но по­те­ряв­ший­ся Ба­з­за­рд. В два­дцать тре­тьей главе он рас­ска­зы­ва­ет шефу о своём рас­сле­до­ва­нии дела Эдви­на Друда, ко­то­рое Ба­з­за­рд про­вёл в об­ли­ке Дэ­че­ри. Грюд­жи­ус впе­чат­лен и пе­ре­во­дит Ба­з­за­рда из клер­ков в ком­па­ньо­ны.

И снова Джас­пер от­прав­ля­ет­ся ку­рить опиум. Но ста­ру­ха непра­виль­но сме­ши­ва­ет зелье — и Джас­пер за­сы­па­ет на­все­гда. На плече мерт­ве­ца ста­ру­ха об­на­ру­жи­ва­ет та­ту­и­ров­ку T.F. (travaux forcés: ка­тор­га (фр.), по ко­то­рой она узна­ёт в Джас­пе­ре ко­гда-то обес­че­стив­ше­го един­ствен­ную дочь ста­ру­хи фран­цу­за Жана Журмо. Таким об­ра­зом, по­кой­ная дочь ста­ру­хи по­лу­ча­ет­ся неожи­дан­но ото­мще­на.

Пред­по­след­няя глава. На квар­ти­ре Бил­ли­кин, где со­бра­лись вме­сте Роза, Елена и Тар­тар, раз­да­ёт­ся зво­нок в дверь — и перед по­ра­жен­ной пуб­ли­кой по­яв­ля­ет­ся про­пав­ший Эдвин Друд соб­ствен­ной пер­со­ной: живой, здо­ро­вый и даже за­го­рев­ший и воз­му­жав­ший. Оазы­ва­ет­ся, он про­вёл пол­го­да в Егип­те, а потом вер­нул­ся, чтобы разо­брать­ся с "со­шед­шим от любви с ума" дядей. Фил­пит­сом и соб­ствен­ным при­зра­ком был тоже он. Дядя те­перь до­ста­точ­но на­ка­зан (об его смер­ти еще никто не знает). Роза рада воз­вра­ще­нию Эдви­на, но любит она те­перь толь­ко Тар­та­ра. А вот Елена — с пер­во­го взгля­да на Эдви­на видно, что Елена ста­нет те­перь мис­сис Друд.

По­след­няя глава со­еди­ня­ет все сю­жет­ные нити. В школе Твин­кл­тон новый набор де­во­чек, Бил­ли­кин впала в ни­что­же­ство, Ба­з­за­рд берет шеф­ство над се­мьёй бед­ня­ков Кро­у­ши, Дерд­лз про­грес­си­ру­ет в скульп­тур­ном твор­че­стве, Сла­сти­г­рох стра­да­ет от злоб­но-наг­ло­го сына, Кри­спаркл де­ла­ет ка­рье­ру, Елена уез­жа­ет с Дру­дом в Еги­пет, ста­ру­ха-Ку­рил­ка до­ку­ри­лась до смер­ти, а Роза счаст­ли­ва за­му­жем за Тар­та­ром. А бед­ный Джон Джас­пер за­слу­жен­но забыт всеми.


Итак, что ин­те­рес­но­го может пред­ло­жить нам этот ва­ри­ант окон­ча­ния ро­ма­на?

Во-пер­вых, пол­ное здра­во­го смыс­ла объ­яс­не­ние "при­зрач­но­го крика", слы­шан­но­го Дерд­л­зом за год до ис­чез­но­ве­ния Эдви­на. Это Джас­пер, узнав­ший из рас­ход­ных книг со­бо­ра о эко­но­мии на кон­струк­ции стен, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал, будет ли слы­шен окру­жа­ю­щим крик за­му­ро­ван­но­го внут­ри стены че­ло­ве­ка. Итог экс­пе­ри­мен­та: никто ни­че­го не слы­шал (так как слу­хов в го­ро­де не было), что-то слы­шал лишь Дерд­лз, ко­то­рый слу­чай­но спал в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от стены.

Кста­ти, то же самое было бы верно и для скле­па мис­сис Сапси. Вспом­ним, что как раз в тот мо­мент мис­сис Сапси умер­ла, и ей воз­во­ди­ли склеп. Дверь сто­я­ла от­кры­той, Джас­пер мог зайти внутрь, при­крыть дверь и по­про­бо­вать склеп на зву­коне­про­ни­ца­е­мость.

Во-вто­рых, по­ка­за­но, что пе­ре­оде­ва­ние Елены Ланд­лесс в муж­скую одеж­ду даст нам не ста­ро­го хо­ло­стя­ка Дэ­че­ри, а про­сто ми­ло­вид­но­го юношу, по­хо­же­го на Неви­ла. Это прав­до­по­доб­но. Не по­тре­бу­ет­ся ни грима, ни па­ри­ка, ни груп­пы под­держ­ки, ни жизни на два дома. Цель пе­ре­оде­ва­ния (про­ник­нуть в опи­умо­ку­риль­ню) тоже ло­гич­на. При пе­ре­оде­ва­нии никак не обыг­ра­на вве­ден­ная Дик­кен­сом в сюжет по­хо­жесть Елены и Неви­ла друг на друга, но ведь нель­зя же хо­теть всего сразу.

Дерз­ко-сме­лое до­пу­ще­ние, что Елена любит Эдви­на, тоже не ли­ше­но прав­до­по­доб­но­сти. На чем, в конце кон­цов, зи­ждет­ся наша уве­рен­ность, что Елена любит Кри­спарк­ла? На том, что она один раз за­рде­лась, го­во­ря о нем? Не ма­ло­ва­то ли? Ах, да, она еще це­ло­ва­ла ему руку. Может быть, как свя­щен­но­слу­жи­те­лю?

А сам ка­но­ник не давал нам во­об­ще ни­ка­ко­го по­во­да пред­по­ла­гать его ка­кие-ли­бо чув­ства к Елене, от­лич­ные от чисто хри­сти­ан­ских.

По­боч­ная сю­жет­ная линия с уча­сти­ем Сла­сти­г­ро­ха, Дерд­л­за и Де­пу­та­та кое-как сво­дит концы с кон­ца­ми. Вве­де­ние в сюжет маль­чиш­ки Кро­у­ши и его со­ба­ки, по-мо­е­му, нужно было лишь для того, чтобы дать Сла­сти­г­ро­ху воз­мож­ность без со­про­тив­ле­ния увез­ти Де­пу­та­та с собой, так как в здра­вом уме он бы с за­дав­шим ему перед тем порку фи­лан­тро­пом не по­ехал.

Еще один ре­цепт осо­бой опи­ум­ной смеси в до­пол­не­ние к ста­ру­хи­но­му, мне ка­жет­ся, из­бы­то­чен. 

Джас­пер снял с тела Друда часы, гал­сточ­ную бу­лав­ку, нашел даже коль­цо, но "забыл" про бу­маж­ник и, глав­ное, про ору­дие убий­ства — шарф?! Ка­кая-то слиш­ком из­би­ра­тель­ная за­быв­чи­вость. А он еще и улики свое­вре­мен­но вы­ки­нуть под за­пру­ду тоже забыл?! Да ему про­сто ле­чить­ся надо от скле­ро­за!

То, что Джас­пер ока­зал­ся Жаном Журмо — од­но­знач­ный "рояль в ку­стах". Как Джас­пер успел к 26-ти годам по­бы­вать на Ту­лон­ской ка­тор­ге, а потом вдруг стать учи­те­лем му­зы­ки со ста­жем и опе­ку­ном Эдви­на Друда — это уму не по­сти­жи­мо.

Но во всём про­чем "Сек­рет Джона Джас­пе­ра" — вполне чи­та­бель­ное про­дол­же­ние ро­ма­на, можно ре­ко­мен­до­вать вся­ко­му фа­на­ту ТЭД. Для не чи­та­ю­щих по-ан­глий­ски я при­ла­гаю ма­шин­ный под­строч­ный пе­ре­вод тек­ста на рус­ский язык: чи­тать тя­же­ло, но по­нять можно.