Свен Карстен: Преступление Чарльза Диккенса

Отправлено 8 дек. 2015 г., 10:07 пользователем Sven Karsten   [ обновлено 8 дек. 2015 г., 10:07 ]

В этой ста­тье мне хо­чет­ся во­след за Дик­кен­сом про­сле­дить весь про­цесс со­зда­ния так на­зы­ва­е­мо­го "сю­же­та, ле­жа­ще­го за сю­же­том", то есть, тайны Джона Джас­пе­ра, плана его пре­ступ­ле­ния. Ведь это не Джас­пер, пер­со­наж ро­ма­на, можно ска­зать ма­ри­о­нет­ка, что-то пла­ни­ру­ет, нет — это Дик­кенс, со­зда­тель и кук­ло­вод Джас­пе­ра, со­став­ля­ет план и про­ду­мы­ва­ет де­та­ли бу­ду­ще­го пре­ступ­ле­ния, а Джас­пе­ру пред­сто­ит лишь по­слуш­но его вы­пол­нять.

Вспом­ним здесь ос­нов­ные тре­бо­ва­ния, ко­то­рые де­тек­тив­ный жанр предъ­яв­ля­ет пер­со­на­жу-пре­ступ­ни­ку, пусть во вре­ме­на Дик­кен­са эти тре­бо­ва­ния еще и не были так явно сфор­му­ли­ро­ва­ны.

1. Убий­ца дол­жен быть зло­де­ем. Ко­неч­но, убить можно и из бла­го­род­ных по­буж­де­ний или за­щи­ща­ясь. Но смысл де­тек­тив­но­го про­из­ве­де­ния имен­но в том, чтобы по­ка­зать, как убий­ца по­лу­ча­ет по за­слу­гам, а спра­вед­ли­вость и за­кон­ность тор­же­ству­ют, иначе чи­та­тель по­чув­ству­ет разо­ча­ро­ва­ние. То есть, убий­ца дол­жен быть во­пло­ще­ни­ем зла.


>>> Читать дальше [Read more]