Свен Карстен: Идентификация Елены

Отправлено 24 февр. 2018 г., 04:51 пользователем Sven Karsten   [ обновлено 24 февр. 2018 г., 04:55 ]

Рассказывают, будто бы сэр Джон Бра­у­нинг, гу­бер­на­тор Гон­кон­га в 1850-х годах, про­чи­тав первую главу дик­кен­сов­ской "Тайны Эдви­на Друда" на­пи­сал её име­ни­то­му ав­то­ру лич­ное пись­мо, в ко­то­ром ука­зал Дик­кен­су на неко­то­рые несо­от­вет­ствия его опи­са­ний ку­ре­ния опи­ума с ре­аль­но­стью. Сэр Джон утвер­ждал, что ку­ри­тель­ные труб­ки, сде­лан­ные из чер­ниль­ных пу­зырь­ков, яв­ля­ют­ся нон­сен­сом, а в пра­виль­ных ки­тай­ских труб­ках опиум по­ме­ща­ют внутрь мед­но­го шара, укреп­лён­но­го по­се­ре­дине полой бам­бу­ко­вой палки. К пись­му при­ла­гал­ся даже эскиз такой "пра­виль­ной труб­ки". В от­вет­ном пись­ме Чарльз Дик­кенс по­бла­го­да­рил сво­е­го чи­та­те­ля за такое вни­ма­ние к де­та­лям ро­ма­на и за­ме­тил, что все­гда опи­сы­ва­ет толь­ко то, что видел соб­ствен­ны­ми гла­за­ми ‒ и это ка­са­ет­ся не толь­ко пред­ме­тов, но и дей­ству­ю­щих лиц его ро­ма­нов.

Дей­стви­тель­но, и я, и мно­гие дру­гие ис­сле­до­ва­те­ли об­на­ру­жи­ли зна­чи­тель­ное число ре­аль­ных лич­но­стей, с ко­то­рых Дик­кенс спи­сы­вал об­ра­зы своих пер­со­на­жей. Ка­но­ник Уай­стон, слу­жив­ший свя­щен­ни­ком Ро­че­стер­ско­го со­бо­ра в 1842-м году, стал Сеп­ти­му­сом Кри­спарк­лом, образ гро­мо­глас­но­го Лу­ка­са Хо­ни­тан­де­ра спи­сан Дик­кен­сом с ква­ке­ра-ре­фор­ма­то­ра Джона Болда, мэр со­сед­не­го с Ро­че­сте­ром го­род­ка Мэйдсто­у­на по имени Томас Эд­метт стал мэром ро­ман­но­го Клой­стерг­э­ма ту­по­го­ло­вым Сапси, а ши­ро­ко из­вест­ную хо­зяй­ку лон­дон­ско­го опи­ум­но­го при­то­на Ма­туш­ку Аб­дал­лу автор "пе­ре­ли­це­вал" в ска­ред­ную и мсти­тель­ную Прин­цес­су Ку­рил­ку. Без со­мне­ния, и все про­чие пер­со­на­жи "Тайны Эдви­на Друда" взяты пи­са­те­лем из ре­аль­ной жизни ‒ по край­ней мере, их внеш­ний облик, если уж не точ­ные де­та­ли их био­гра­фий.

В одной из преды­ду­щих ста­тей я вы­дви­нул тео­рию, что и сам сюжет "Тайны Эдви­на Друда" яв­ля­ет­ся пе­ре­дел­кой на де­тек­тив­ный лад сю­же­та ро­ма­на Эн­то­ни Трол­ло­па "Смот­ри­тель" ‒ уж слиш­ком много пе­ре­кли­ка­ю­щих­ся между собой де­та­лей об­на­ру­жи­ва­ет­ся в этих двух ро­ма­нах. Вы­ве­ден в ро­мане Дик­кен­са и сам Эн­то­ни Трол­лоп: едкой ка­ри­ка­ту­рой на него мне пред­став­ля­ет­ся образ клер­ка Ба­з­за­рда ‒ ворч­ли­во­го и са­мо­лю­би­во­го без­дель­ни­ка, ав­то­ра неудав­шей­ся пьесы "Тер­нии забот". До на­ча­ла своей пи­са­тель­ской ка­рье­ры, Эн­то­ни Трол­лоп семь лет ра­бо­тал клер­ком в поч­то­вом от­де­ле­нии, и был (по соб­ствен­ным его сло­вам, при­ве­дён­ным в его "Ав­то­био­гра­фии") крайне там несча­стен и неуспе­шен. В своё время на­пи­сал он и пьесу "Did He Steal It?" ‒ вещь на­столь­ко без­дар­ную, что о ней плохо от­зы­ва­лись даже его дру­зья-ак­тё­ры. Света рампы она не уви­де­ла ни­ко­гда, так же, как и пьеса Ба­з­за­рда.

 

>>> Читать дальше [Read more]