Дарья Завельская: ТЬМА и СВЕТ в поэтике Диккенса. Часть II

Отправлено 7 февр. 2016 г., 11:09 пользователем Sven Karsten   [ обновлено 7 февр. 2016 г., 11:10 ]

Свет­лые порт­ре­ты у Дик­кен­са

M

Ы об­на­ру­жим несколь­ко стран­ный (на пер­вый взгляд) эф­фект: в «ТЭД» всего один свет­лый образ, да и то услов­ный – это Роза Бад (Бут­тон в пе­ре­во­дах).

В пер­вом слу­чае это, соб­ствен­но, порт­рет кисти Эдви­на: «Даже когда солн­це ярко сияет на небе, лучи его редко до­сти­га­ют рояля в углу, или тол­стых нот­ных тет­ра­дей на пю­пит­ре, или полки с кни­га­ми на стене, или порт­ре­та, что висит над ка­ми­ном; на этом порт­ре­те изоб­ра­же­на пре­хо­ро­шень­кая юная де­вуш­ка — школь­ни­ца по воз­рас­ту; ее рас­сы­пав­ши­е­ся по пле­чам свет­ло-каш­та­но­вые кудри пе­ре­вя­за­ны го­лу­бой лен­той, и ее кра­со­те еще боль­ше свое­об­ра­зия при­да­ет за­бав­ное вы­ра­же­ние ка­ко­го-то ре­бя­че­ско­го упрям­ства — как будто она сер­дит­ся на ко­го-то и сама по­ни­ма­ет, что не права, но ни­че­го знать не хочет. Порт­рет не имеет ни­ка­ких ху­до­же­ствен­ных до­сто­инств — это толь­ко на­бро­сок; но видно, что ху­дож­ник ста­рал­ся не без юмора, — а может быть, даже с долей зло­рад­ства — быть вер­ным ори­ги­на­лу». Услов­ность тут до­сти­га­ет­ся иро­ни­ей – и пи­са­те­ля и героя, порт­рет со­здав­ше­го. Но нелишне за­ме­тить, что сол­неч­ные лучи редко до­тя­ги­ва­ют­ся до свет­ло­го порт­ре­та в мрач­ной ком­на­те. Об этом позже.

>>> Читать дальше [Read more]