Дарья Завельская: ТЬМА и СВЕТ в по­э­ти­ке Дик­кен­са

Отправлено 3 февр. 2016 г., 13:07 пользователем Sven Karsten   [ обновлено 3 февр. 2016 г., 13:08 ]

1. «Бог из машины» и вопросы художественности


Пре­жде чем го­во­рить о богах, я хочу вспом­нить неко­то­рые ха­рак­тер­ные мо­мен­ты из своих раз­го­во­ров с лю­би­те­ля­ми «Тайны Эдви­на Друда» о важ­но­сти де­та­лей в тек­сте. Когда я го­во­ри­ла, что в ту или иную кон­цеп­цию не впи­сы­ва­ет­ся кон­крет­ная де­таль, ко­то­рая может слу­жить эле­мен­том сю­же­та пре­ступ­ле­ния (ули­кой, по­ме­хой, мо­ти­вом), это вос­при­ни­ма­ли с по­ни­ма­ни­ем.

А вот когда речь за­хо­ди­ла о су­гу­бо ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах, то дан­ный ар­гу­мент во­об­ще не вос­при­ни­мал­ся как ар­гу­мент и даже вы­зы­вал ис­крен­нее удив­ле­ние – а разве это важно?

Но «важно» может быть толь­ко для че­го-то. И вот тут, по­ла­гаю, стоит про­яс­нить ба­зо­вые осо­бен­но­сти ху­до­же­ствен­но­го тек­ста, ко­то­рые по ка­кой-то при­чине усколь­за­ют от по­ни­ма­ния, не при­ни­ма­ют­ся в рас­чет и т.п.

Вполне воз­мож­но, что этому спо­соб­ству­ет со­вре­мен­ное пред­став­ле­ние о де­тек­тив­ном жанре, ко­то­рый успел по­лу­чить не толь­ко раз­ви­тие, но и па­ро­дий­ное осмыс­ле­ние в пост­мо­дер­нист­ском духе, об­ре­сти черты ка­но­ни­че­ской формы, впи­сать­ся в общую си­сте­му ли­те­ра­тур­ных и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ских про­из­ве­де­ний – т.е. со­здать свою соб­ствен­ную нишу.


>>> Читать дальше [Read more]