28. Ключевой вопрос, или Тайный смысл "ночной экспедиции"

Из по­ка­за­ний ла­бо­ран­та Эфраи­ма Литл­фил­да:

"Док­то­ра Веб­сте­ра при­вез­ли при­мер­но в один­на­дцать; я услы­шал зво­нок и вышел от­крыть. Возле две­рей я уви­дел по­ли­цей­ских и с ними док­то­ра Веб­сте­ра; он был очень бле­ден. Все они вошли. Док­тор Веб­стер ска­зал мне, что при аре­сте ему даже не дали по­же­лать детям спо­кой­ной ночи. Офи­це­ры хо­те­ли прой­ти в ауди­то­рию; я отпер им дверь туда. Док­тор Веб­стер едва мог идти, он вы­гля­дел очень взвол­но­ван­ным и за­мет­но вспо­тел. Ка­жет­ся, его даже при­хо­ди­лось под­дер­жи­вать. В самой ауди­то­рии все сразу от­пра­ви­лись к двери зад­ней ком­на­ты. Я ска­зал им, что она все­гда стоит за­пер­той, и ключа у меня ни­ко­гда не было. Док­тор Веб­стер ска­зал, что его за­би­ра­ли из дома в такой спеш­ке, что у него не было воз­мож­но­сти за­хва­тить ключи. Кто-то пред­ло­жил взло­мать дверь, и мы, вме­сте с ми­сте­ром Стар­ку­эте­ром и ми­сте­ром Трен­голь­мом, её вы­са­ди­ли. В зад­ней ком­на­те была ещё одна дверь, в ла­бо­ра­то­рию. Она тоже была за­пер­та. Док­то­ра Веб­сте­ра спро­си­ли, где ключ от неё, и он от­ве­тил, что ключ висит на гвоз­де слева от двери. Ми­стер Стар­ку­этер взял этот ключ, но тот не по­до­шёл к замку. Я ска­зал док­то­ру Веб­сте­ру, что это не тот ключ. По­смот­рев на него, он от­ве­тил, что это ключ от раз­де­вал­ки, а ключ от ла­бо­ра­то­рии лежит, на­вер­ное, где-ни­будь на при­то­ло­ке. Я по­ша­рил свер­ху двери, но ключа не нашёл. Док­тор Веб­стер ска­зал, что тогда он не знает, где ключ. Схо­ди­ли за то­по­ром, и дверь была от­кры­та. Когда мы вошли в ла­бо­ра­то­рию, док­тор Веб­стер по­про­сил воды. Я при­нёс ему воды, но он не смог пить, так у него тряс­лись руки. Он вы­гля­дел слов­но безум­ный и едва не за­ды­хал­ся. Офи­цер спро­сил, где на­хо­дит­ся ла­бо­ра­тор­ная печь. Я по­ка­зал ему, и он, по­ша­рив в золе, до­стал от­ту­да об­ло­мок че­ло­ве­че­ской кости вот такой, при­мер­но, длины. Потом ми­стер Пратт и дру­гие джентль­ме­ны тоже отыс­ка­ли в золе несколь­ко ко­стей."

Из книги "Суд над про­фес­со­ром Джо­ном В. Веб­сте­ром
по об­ви­не­нию в убий­стве док­то­ра Джор­джа Парк­ма­на,
23 но­яб­ря 1849 года"

◊ ◊ ◊

C

ЕГОДНЯ слож­но ска­зать, на что на­де­ял­ся в 1849-м году про­фес­сор Веб­стер, убив­ший в по­ры­ве яро­сти сво­е­го нетер­пе­ли­во­го кре­ди­то­ра док­то­ра Парк­ма­на и сжег­ший его остан­ки, когда остав­лял золу с об­лом­ка­ми ко­стей ле­жать со­вер­шен­но от­кры­то в ла­бо­ра­тор­ной печи. Воз­мож­но, он по­сту­пил так про­сто по при­выч­ке, так как в его обя­зан­но­сти про­фес­со­ра не вхо­ди­ло на­ве­де­ние по­ряд­ка в ауди­то­рии и чист­ка печей ‒ это дол­жен был де­лать ла­бо­рант, ми­стер Эфра­им Литл­филд, ко­то­рый позд­нее и об­на­ру­жил следы пре­ступ­ле­ния. Воз­мож­но, про­фес­сор Веб­стер хотел до­ждать­ся, пока зола осты­нет на­столь­ко, что её воз­мож­но будет вы­гре­сти и не об­жечь­ся. Может быть, он ждал, пока рас­се­ет­ся запах. Но как бы то ни было, он по­на­де­ял­ся, что двух за­пер­тых две­рей, ключи от ко­то­рых были толь­ко у него, ока­жет­ся до­ста­точ­но, чтобы не поз­во­лить ни­ко­му раз­об­ла­чить его, как убий­цу. Он ошиб­ся ‒ за­по­до­зрив­ший нелад­ное Литл­филд не по­ле­нил­ся про­ко­пать дыру из со­сед­не­го с ла­бо­ра­то­ри­ей по­ме­ще­ния, затем ла­бо­рант про­лез в неё и об­на­ру­жил внут­ри ла­бо­ра­то­рии про­фес­со­ра Веб­сте­ра рас­чле­нён­ные и ча­стич­но со­жжен­ные че­ло­ве­че­ские остан­ки.

Чарльз Дик­кенс, спе­ци­аль­но при­е­хав­ший в 1868 году в Бо­стон, чтобы осмот­реть место зна­ме­ни­то­го пре­ступ­ле­ния, за­ме­тил, войдя в ла­бо­ра­то­рию, что в ней до сих пор пах­нет так, как будто мёрт­вое тело всё ещё на­хо­дит­ся рядом. Спи­шем это за­ме­ча­ние на острую вос­при­им­чи­вость твор­че­ской лич­но­сти ‒ всё-та­ки с мо­мен­та убий­ства про­шло более во­сем­на­дца­ти лет.

Через год после по­се­ще­ния места Бо­стон­ско­го убий­ства, Дик­кенс при­сту­пит к на­пи­са­нию "Тайны Эдви­на Друда", од­но­го из пер­вых на­сто­я­щих де­тек­тив­ных ро­ма­нов, в ко­то­ром раз­об­ла­че­ние убий­цы не будет от­да­но на волю слу­чая и Про­ви­де­ния, а будет опи­рать­ся на ясные улики и стро­гую де­дук­цию. К со­жа­ле­нию (а, может быть, и к сча­стью) улики эти будут так ма­стер­ски со­кры­ты в тек­сте ро­ма­на, что на их из­вле­че­ние по­тре­бу­ет­ся почти пол­то­ра века ис­сле­до­ва­ний. Неко­то­рые де­та­ли пре­ступ­ле­ния хор­мей­сте­ра Джас­пе­ра будут прямо взяты из уго­лов­но­го дела про­фес­со­ра Веб­сте­ра ‒ с ко­то­рым, к слову, Чарльз Дик­кенс был зна­ком лично; они были пред­став­ле­ны друг-дру­гу во время пер­во­го аме­ри­кан­ско­го турне пи­са­те­ля в 1842 году.

Так же, как и в слу­чае с Эдви­ном Дру­дом, пер­вые несколь­ко дней после ис­чез­но­ве­ния док­то­ра Парк­ма­на счи­та­лось, что тот про­сто вне­зап­но ку­да-ни­будь уехал по соб­ствен­ной воле. И лишь слу­чай­ное об­на­ру­же­ние зо­ло­тых часов Парк­ма­на в близ­ле­жа­щей реке (их снял с мёрт­во­го тела убий­ца, пре­жде чем сжечь остан­ки) на­ве­ло по­ли­цию на мысль о воз­мож­ном пре­ступ­ле­нии. Со­гла­сим­ся, что тут видна ясная па­рал­лель с делом Эдви­на Друда.

По­хо­же, что и че­хар­да с клю­ча­ми была взята пи­са­те­лем почти це­ли­ком из бо­стон­ской ис­то­рии. Про­фес­сор Веб­стер запер ла­бо­ра­то­рию един­ствен­ным имев­шим­ся к ней клю­чом, ключ при­хва­тил с собой, а на его место на гвоз­дик по­ве­сил ключ от раз­де­вал­ки ‒ это умень­ша­ло ве­ро­ят­ность, что кто-ни­будь за­ме­тит про­па­жу. Зад­нюю ком­на­ту ауди­то­рии про­фес­сор Веб­стер запер тоже, и ключ от нее, опять-та­ки, спря­тал у себя дома. Если же мы за­гля­нем в роман Дик­кен­са, то и там мы уви­дим весь­ма за­пу­тан­ные и по­до­зри­тель­ные ма­ни­пу­ля­ции с клю­ча­ми.

Сна­ча­ла, в главе чет­вёр­той на свет по­яв­ля­ет­ся ключ от скле­па по­кой­ной мис­сис Сапси ‒ её су­пруг, бу­ду­щий мэр Клой­стерг­э­ма, до­ста­ёт этот ключ из стен­но­го сейфа и от­да­ёт ка­ме­но­тё­су Дердл­су. Тот пы­та­ет­ся по­ло­жить ключ во внут­рен­ний кар­ман своей курт­ки, но неудач­но, так как ему ме­ша­ют два дру­гих ключа, уже на­хо­дя­щи­е­ся в этом кар­мане. При­сут­ству­ю­щий при этом хор­мей­стер Джас­пер на­смеш­ли­во за­ме­ча­ет, что Дердлс, по сути, "под­бит кар­ма­на­ми", и про­сит пе­ре­дать ему все три ключа, чтобы рас­смот­реть их по­дроб­нее. Джас­пер взве­ши­ва­ет ключи на ла­до­ни, сту­чит ими друг о друга и воз­вра­ща­ет ключи Дердл­су. Тот пря­чет два из них об­рат­но в кар­ман, а тре­тий ‒ ключ от скле­па Сапси, самый тя­жё­лый из всех ‒ за­со­вы­ва­ет в свой нераз­луч­ный узе­лок, к мо­лот­ку и су­ха­рям, на­хо­дя­щим­ся внут­ри.

Какую ин­фор­ма­цию можно из­влечь из этой сцены? Во-пер­вых, ключи весь­ма мас­сив­ны ‒ три ключа од­но­вре­мен­но в кар­ман уже не по­ме­ща­ют­ся, хотя у Дик­кен­са ясно ска­за­но, что сам на­груд­ный кар­ман у курт­ки Дердл­са про­сто огро­мен (a large breast-pock­et). Во-вто­рых, ключи до­ста­точ­но по­хо­жи ‒ все они от скле­пов, то есть, от зам­ков примерно оди­на­ко­во­го типа и раз­ме­ра. Уо­л­терс по­ла­га­ет даже, что ключи на­столь­ко неот­ли­чи­мы внешне, что Джас­пе­ру при­хо­дит­ся раз­ли­чать их на слух, по­сту­ки­ва­ни­ем. Ско­рее всего, это не так, по­сколь­ку Джас­пер за­ме­ча­ет, что ключ от скле­па Сапси самый тя­жё­лый ‒ сле­до­ва­тель­но, он как-то от­ли­ча­ет­ся от про­чих. Но самое глав­ное здесь то, что мы узна­ём, где ключ от скле­па Сапси на­хо­дит своё место ‒ в узел­ке с зав­тра­ком Дердл­са, " как будто он стра­ус и любит за­ку­сы­вать же­ле­зом".

И уже в сле­ду­ю­щей главе чи­та­тель видит, что Джас­пер про­яв­ля­ет явный ин­те­рес к узел­ку Дердл­са: два­жды в одной главе он пред­ла­га­ет ка­ме­но­тё­су по­дер­жать его узе­лок. Со­би­ра­ет­ся ли Джас­пер прямо здесь, по­сре­ди улицы, за­вла­деть клю­чом ‒ чтобы снять с него слеп­ки или для ка­кой-то дру­гой цели? Вряд ли, по­сколь­ку он по­ни­ма­ет, что ключ необ­хо­дим Дердл­су для ра­бо­ты, ведь тому ещё толь­ко пред­сто­ит укре­пить на стене скле­па па­мят­ную доску "Свя­щен­ной па­мя­ти Эте­лин­ды, по­чти­тель­ной жены ми­сте­ра То­ма­са Сапси, аук­ци­о­не­ра, оцен­щи­ка и про­чее, и про­чее в этом го­ро­де". К тому же, по­бли­зо­сти кру­тит­ся вост­ро­гла­зый наг­лец Де­пу­тат, и это тоже за­труд­ня­ет за­вла­де­ние клю­чом.

Нет, в пятой главе Джас­пер лишь при­ме­ри­ва­ет­ся к за­вла­де­нию клю­чом, а само по­хи­ще­ние пла­ни­ру­ет на более позд­ний срок, когда ра­бо­ты в скле­пе Сапси будут уже окон­че­ны, и при­дёт пора воз­вра­щать ключ вла­дель­цу. Для этого Джас­пер и на­пра­ши­ва­ет­ся ка­ме­но­тё­су в со­про­вож­да­ю­щие.

Со­бы­тия пятой главы про­ис­хо­дят при­мер­но в конце ок­тяб­ря (Not only is the day wan­ing, but the year). Ми­сте­ру Сапси ещё толь­ко пред­сто­ит стать мэром, а му­ни­ци­паль­ные вы­бо­ры в 1842-м году при­шлись на 4-е но­яб­ря, день св. Ми­ха­и­ла. То есть, до ночи "экс­пе­ди­ции на башню" про­хо­дит чуть менее двух ме­ся­цев ‒ и всё это время ключ от скле­па Сапси ка­ме­но­тёс Дердлс носит с собой в узел­ке.

И вот, в две­на­дца­той главе про­ис­хо­дит на­столь­ко слож­ная "че­хар­да с клю­ча­ми", что в ней за пол­то­ра века никто даже и не по­пы­тал­ся разо­брать­ся. В этой главе Дик­кенс, с одной сто­ро­ны, пре­дель­но чётко опи­сы­ва­ет все ма­ни­пу­ля­ции с клю­ча­ми, с дру­гой ‒ тща­тель­но мас­ки­ру­ет их, уто­пив их среди мно­же­ства по­сто­рон­них де­та­лей. Од­на­ко, если вни­ма­тель­но вчи­тать­ся в текст, весь план Джас­пе­ра по за­вла­де­нию клю­чом от скле­па виден, как на ла­до­ни.

В самом на­ча­ле "экс­пе­ди­ции" Дердлс от­кры­ва­ет дверь бо­ко­во­го слу­жеб­но­го входа в под­зе­ме­лье соб­ствен­ным клю­чом. На­зо­вём этот ключ "Crypt Key" (ключ от под­зе­ме­лья) и обо­зна­чим его но­ме­ром один.

" <…> ми­стер Джас­пер и Дердлс оста­нав­ли­ва­ют­ся перед ма­лень­кой две­рью, ве­ду­щей в под­зе­ме­лья, от ко­то­рой у Дердл­са есть ключ <…> Они вхо­дят, за­пи­ра­ют за собой дверь, спус­ка­ют­ся по неров­ным сту­пень­кам, и вот они уже в под­зе­ме­лье."

Итак, внеш­няя вход­ная дверь в под­зе­ме­лья от­пер­та и снова за­пер­та клю­чом номер один. Этот ключ и даль­ше оста­ёт­ся у того, кто от­пи­рал и за­пи­рал эту дверь, то есть ‒ у Дердл­са. Этим же клю­чом номер один несколь­ко минут спу­стя Дердлс от­пи­ра­ет дру­гую дверь, ве­ду­щую из под­зе­ме­лья в юго-за­пад­ный тран­септ со­бо­ра. На фо­то­гра­фии из Ро­че­стер­ско­го со­бо­ра мы видим, что это про­стая де­ре­вян­ная дверь.

"Дердлс <…> от­пи­ра­ет дверь на верху лест­ни­цы тем же клю­чом, каким от­кры­вал дверь в под­зе­ме­лье, и ока­зы­ва­ет­ся в со­бо­ре, в про­хо­де сбоку от ал­та­ря."

Эту дверь Джас­пер и Дердлс остав­ля­ют от­кры­той (или, как ми­ни­мум, неза­пер­той), по­сколь­ку пла­ни­ру­ют воз­вра­щать­ся этим же путём. Дик­кенс, скру­пу­лёз­ный во всех зна­ча­щих де­та­лях, ни­че­го не пишет о том, была ли эта дверь снова за­пер­та ‒ сле­до­ва­тель­но, мы можем при­нять, что её оста­ви­ли от­кры­той. Да и про­ти­во­по­лож­ное было бы нело­гич­но, ведь в со­бо­ре кроме Джас­пе­ра и Дердл­са ни­ко­го не было, от кого её и за­пи­рать-то тогда?

В этот мо­мент на свет по­яв­ля­ет­ся ключ номер два, или "Tower Key" (ключ от двери на башню). Джас­пер до­ста­ёт его из соб­ствен­но­го кар­ма­на, по­сколь­ку этот ключ был "до­ве­рен ему" (con­fid­ed to him). Кто же до­ве­рил хор­мей­сте­ру этот ключ? Воз­мож­но, Дердлс? Это со­мни­тель­но, так как Дердл­су, с удо­воль­стви­ем дер­жа­ще­му все ключи при себе, нет ни­ка­кой при­чи­ны один из них за­ра­нее "до­ве­рять" Джас­пе­ру. Да и позд­нее, Дердлс не про­сит хор­мей­сте­ра вер­нуть ему этот ранее до­ве­рен­ный ключ. Нет, по­хо­же этот "ключ от двери на башню" был по­ло­жен Джас­пе­ру по служ­бе, или "до­ве­рен" на время глав­ным ключ­ни­ком со­бо­ра, ми­сте­ром Топом. Как бы то ни было, этот ключ номер два Джас­пер, по­хо­же, при­нёс с собой. Позд­нее мы уви­дим, что ло­ги­че­ски это умо­за­клю­че­ние вполне оправ­дан­но.

В пе­ре­во­де Холм­ской далее ска­за­но:

"Вы неси­те вот это и фляж­ку, и до­воль­но с вас, — го­во­рит ми­стер Джас­пер, воз­вра­щая ключ Дердл­су, — а узе­лок дайте мне."

Это не со­всем точ­ный пе­ре­вод. В ори­ги­на­ле Джас­пер не "воз­вра­ща­ет" а про­сто "даёт" (giving to) ключ от двери на башню Дердл­су. Что при этом про­ис­хо­дит с клю­чом номер один, т.е. с клю­чом от под­зе­ме­лья, неиз­вест­но. Воз­мож­но, Дердлс пря­чет его в кар­ман, а воз­мож­но, пе­ре­да­ёт его вме­сте с узел­ком Джас­пе­ру. Даль­ше мы уви­дим, что точ­ное ме­сто­по­ло­же­ние ключа номер один не иг­ра­ет ни­ка­кой роли. Для про­сто­ты пред­ста­вим, что ключ номер один вме­сте с узел­ком по­па­да­ет в руки Джас­пе­ра ‒ всё равно он будет вы­нуж­ден в конце главы вер­нуть его Дердл­су, чтобы тот мог снова за­пе­реть слу­жеб­ную дверь в под­зе­ме­лье.

Итак, клю­чом номер два, ко­то­рый Дердл­су дал Джас­пер, от­пи­ра­ют же­лез­ную двер­цу (iron gate), ве­ду­щую к лест­ни­це на башню. Спут­ни­ки под­ни­ма­ют­ся на­верх, про­во­дят на вер­шине башни несколь­ко минут, затем снова спус­ка­ют­ся вниз. Всё это время ключ номер два на­хо­дит­ся у Дердл­са ‒ после спус­ка он снова за­пи­ра­ет им же­лез­ную дверь на башню.

"Вер­нув­шись к же­лез­ной двери и за­пе­рев ее, <…> они снова спус­ка­ют­ся в под­зе­ме­лье"

Дик­кенс не упо­ми­на­ет о том, что для спус­ка в под­зе­ме­лье при­ш­лось от­пи­рать ве­ду­щую туда дверь ‒ из этого можно за­клю­чить, что дверь так и сто­я­ла неза­пер­той. Ни­че­го не пишет Дик­кенс и о том, что Дердлс вер­нул ключ номер два хор­мей­сте­ру. По­хо­же, ключ номер два так и оста­вал­ся в руке у Дердл­са после того, как он запер им дверь на башню.

Спу­стив­шись в под­зе­ме­лье с клю­чом номер два в руке ‒ "Tower Key", ключ от башни ‒ Дердлс па­да­ет на пол и за­сы­па­ет. Во сне он чув­ству­ет, что его осто­рож­но тро­га­ют (some­thing touch­es him) и что из его руки что-то па­да­ет на пол (something falls from his hand). Оче­вид­но, это один из клю­чей ‒ либо пер­вый, либо вто­рой. Но вспом­ним, где был ключ номер один, ключ от под­зе­ме­лья: он на­хо­дил­ся либо у Джас­пе­ра, либо в кар­мане у Дердл­са. Сле­до­ва­тель­но, из руки ка­ме­но­тё­са вы­пасть он не мог. А вот ключ номер два, ключ от двери на башню, толь­ко что был в руке у Дердл­са, и нигде не ска­за­но, что Дердлс вер­нул его Джас­пе­ру. Сле­до­ва­тель­но, толь­ко он и мог вы­пасть у Дердл­са из руки.

Итак, после того, как Дердлс за­снул, ключи на­хо­ди­лись на сле­ду­ю­щих ме­стах:

  • ключ номер один, "Crypt Key" или ключ от под­зе­ме­лья, на­хо­дил­ся у Джас­пе­ра (либо в кар­мане у Дердл­са, но Джас­пер мог до­стать его от­ту­да, ведь он "тро­гал" Дердл­са);
  • ключ номер два, "Tower Key" или ключ от двери на башню, на­хо­дил­ся на полу, рядом с телом Дердл­са.
  • ключ номер три, "Sapsea's Key" или ключ от скле­па, на­хо­дил­ся там же, где он и был всё это время, то есть, в узел­ке Дердл­са.

Но вот Дердлс проснул­ся, и что же он уви­дел на полу перед собой?!

Ключ от под­зе­ме­лья, или "Crypt Key" ‒ ключ номер ОДИН!

" Вспом­нив о за­га­доч­ном при­кос­но­ве­нии во сне, Дердлс смот­рит на пол и видит, что ключ от под­зе­ме­лья лежит возле того места, где он спал."

Ещё раз: за­снув, Дердлс вы­ро­нил из руки ключ от башни, а проснув­шись, нашёл ле­жа­щим на его месте ключ от под­зе­ме­лья. И тут же Дердлс "ощу­ща­ет на себе при­сталь­ный, ис­пы­ту­ю­щий взгляд сво­е­го спут­ни­ка" ‒ это Джас­пер на­блю­да­ет, за­ме­тит ли Дердлс под­ме­ну. Ка­ме­но­тёс же, од­на­ко, не за­ме­ча­ет ни­че­го, кроме того, что его узе­лок вдруг ока­зы­ва­ет­ся неак­ку­рат­но за­вя­зан­ным, и его тре­бу­ет­ся за­тя­нуть по­ту­же (ties it afresh).

По этой де­та­ли можно за­клю­чить, что во время сна Дердл­са хор­мей­стер за­чем-то раз­вя­зы­вал его узе­лок, где, как мы пом­ним, всё это время на­хо­дил­ся тя­жё­лый и мас­сив­ный ключ от скле­па мис­сис Сапси ‒ ключ, ко­то­рый и нужен был Джас­пе­ру для со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ния. И Дердлс не за­ме­ча­ет по весу узел­ка ис­чез­но­ве­ние от­ту­да ключа. Сле­до­ва­тель­но, узе­лок не стал легче, и в нём по-преж­не­му на­хо­дит­ся ключ ‒ но вот толь­ко, какой ключ?!

Тот самый, про­пав­ший с пола ключ номер два, или ключ от двери на башню. Джон Джас­пер, до­ждав­шись, пока Дердлс уснёт, под­нял с пола ключ от двери на башню, раз­вя­зал узе­лок ка­ме­но­тё­са и под­ме­нил ключ от скле­па Сапси клю­чом от двери на башню. За­вла­дев клю­чом от скле­па, Джас­пер спря­тал его в кар­ман, а ключ от башни снова за­вя­зал в узе­лок. На пол же рядом с телом бес­чув­ствен­но­го Дердл­са Джас­пер по­ло­жил ключ от вход­ной двери в под­зе­ме­лья. Его-то и нашёл ка­ме­но­тёс, проснув­шись!

Чтобы все эти ма­ни­пу­ля­ции с клю­ча­ми были по­нят­ней, я по­пы­тал­ся све­сти в таб­ли­цу пе­ре­ме­ще­ния клю­чей из рук в руки:



Таким об­ра­зом, Дик­кенс твор­че­ски пе­ре­ра­бо­тал для сво­е­го ро­ма­на де­та­ли пре­ступ­ле­ния про­фес­со­ра Веб­сте­ра ‒ Бо­стон­ский убий­ца под­ме­нил клю­чом от раз­де­вал­ки ключ от двери в ла­бо­ра­то­рию (в ко­то­рой он сжёг тело своей жерт­вы в печи), убий­ца же из Клой­стерг­э­ма под­ме­нил клю­чом от башни ключ от скле­па (в ко­то­ром он сжёг тело своей жерт­вы нега­шё­ной из­ве­стью).

По­хи­ще­ние и под­ме­на ключа от скле­па могло про­изой­ти лишь в ко­рот­кий про­ме­жу­ток между пол­ным окон­ча­ни­ем работ в скле­пе и мо­мен­том воз­вра­ще­ния ключа вла­дель­цу. И мы видим, что так и про­изо­шло ‒ доска с эпи­та­фи­ей уже по­ве­ше­на на внеш­нюю стену скле­па, но ключ от него всё ещё на­хо­дит­ся в узел­ке у ка­ме­но­тё­са. Джас­пер под­ме­ня­ет ключ, и не по­до­зре­ва­ю­щий об этом Дердлс "воз­вра­ща­ет" мэру Сапси вме­сто ключа от фа­миль­но­го скле­па со­вер­шен­но по­сто­рон­ний, но до­ста­точ­но на него по­хо­жий, ключ от двери на башню со­бо­ра.

В одной из своих преды­ду­щих ста­тей я утвер­ждал, что ключ от скле­па нужен был Джас­пе­ру лишь на ко­рот­кое время ‒ для того, чтобы от­пе­реть и оста­вить за­кры­той, но неза­пер­той дверь скле­па Сапси. Вы­нуж­ден при­знать, что я оши­бал­ся (как, впро­чем, и во мно­же­стве дру­гих "до­га­док"). Под­ме­на ключа на полу до­ка­зы­ва­ет, что Джас­пер про­де­лал ка­кие-то ма­ни­пу­ля­ции не толь­ко с клю­чом от скле­па, но и с клю­чом от двери на башню ‒ а это могла быть толь­ко под­ме­на од­но­го ключа в узел­ке на дру­гой. Остав­лять дверь скле­па сто­ять неде­лю неза­пер­той, со­вер­шить в скле­пе убий­ство и не иметь воз­мож­но­сти снова за­пе­реть дверь ‒ это со­вер­шен­но не свой­ствен­ное ум­но­му и преду­смот­ри­тель­но­му хор­мей­сте­ру лег­ко­мыс­лие. За­вла­де­ние ори­ги­наль­ным клю­чом от скле­па до­ка­зы­ва­ет так же ‒ по мень­шей мере, в моих гла­зах ‒ что Джас­пер до­бил­ся сво­е­го и, дей­стви­тель­но, убил Эдви­на. При любом дру­гом ис­хо­де пре­ступ­ле­ния, вла­де­ние ори­ги­наль­ным клю­чом от скле­па не имеет сю­жет­но­го смыс­ла.

Оста­лось неиз­вест­ным, куда про­фес­сор Веб­стер дел ори­ги­наль­ный ключ от ла­бо­ра­то­рии; дверь в неё взло­ма­ли то­по­ром, после чего в печи и были об­на­ру­же­ны че­ло­ве­че­ские остан­ки. Мне ду­ма­ет­ся, что оста­нет­ся так же и неиз­вест­ным, куда Джас­пер денет ори­ги­наль­ный ключ от скле­па Сапси ‒ для след­ствия это будет со­вер­шен­но не важно. Силь­ней­шей ули­кой про­тив Джас­пе­ра, ули­кой, ко­то­рая и при­ве­дёт его на ви­се­ли­цу, ста­нет опо­зна­ние ключа, воз­вра­щён­но­го ми­сте­ру Сапси ка­ме­но­тё­сом, как того са­мо­го ключа от двери на башню, ко­то­рый ми­стер Топ до­ве­рил ранее имен­но Джас­пе­ру.

А коль­цо ма­те­ри Розы, усто­яв­шее про­тив все­сжи­га­ю­щих свойств нега­шё­ной из­ве­сти, по­мо­жет лишь опо­знать труп Эдви­на. Остан­ки док­то­ра Парк­ма­на опо­зна­ва­ли по зубам, но для буль­вар­но­го ро­ма­на такой спо­соб опо­зна­ния тела, само собой, не очень го­дил­ся ‒ слиш­ком уж он был... мм... на­ту­ра­ли­стич­ным.