4. Тайна Эдвина Друда - ключи или отмычки?

В ней мно­же­ство вол­чьих ям и ту­пи­ков.При пер­вом чте­нии ка­жет­ся,что раз­гад­ка лежит на по­верх­но­сти.

Дж. Ка­минг Уо­л­терс


Надо уметь вы­брать нуж­ный ключ из связ­ки не по виду, а по тя­же­сти и по звуку.
Для на­тре­ни­ро­ван­но­го уха му­зы­кан­та до­ста­точ­но будет са­мо­го лег­ко­го по­звя­ки­ва­ния.

Дж. Ка­минг Уо­л­терс


1. КЛЮЧ


Ключ не из ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ской, об­шир­ной и под­лин­ной связ­ки Уо­л­тер­са, а самый за­уряд­ный, же­лез­ный, и до­воль­но боль­шой, но толь­ко из связ­ки-неви­дим­ки, мни­мой, что ли.

Что ка­са­ет­ся «вол­чьих ям», то автор дан­ной ста­тьи при­зна­ет­ся: в одну такую яму он уго­дил и пре­бы­вал в ней до­воль­но долго. Яма — ключ от скле­па су­пру­ги неза­бвен­но­го ми­сте­ра Сапси.

Су­ще­ству­ет стран­ная осо­бен­ность че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки, когда нечто вещно и зримо про­хо­дит перед гла­за­ми и при этом не за­де­ва­ет со­зна­ния. В дан­ном слу­чае, оче­вид­но, гип­ноз жут­кой по­э­зии по­вест­во­ва­ния: безум­ная страсть, пре­ступ­ле­ние, склеп, нега­ше­ная из­весть, коль­цо. И вот – де­сят­ки раз чи­тан­ная стра­ни­ца:


— Ну так да­вай­те мне ключ от скле­па.

— По­ми­луй­те, Дердлс, зачем вам ключ? Ведь над­пись сна­ру­жи долж­на быть, а не внут­ри!

— Дердлс сам знает, где она долж­на быть, ми­стер Сапси ….

Ми­стер Сапси вста­ет, до­ста­ет из стола ключ, от­пи­ра­ет сейф, вде­лан­ный в стену, и вы­ни­ма­ет от­ту­да дру­гой ключ.

— Когда Дердлс свою ра­бо­ту за­кан­чи­ва­ет, вроде как по­след­ний шт­ри­шок кла­дет …. он любит ее всю осмот­реть и с лица и с из­нан­ки …


…ключ, по­дан­ный ему …. весь­ма не ма­ло­го раз­ме­ра …. (он) го­то­вит­ся по­ме­стить ключ… (в кар­ман).


— Вы сплошь под­би­ты кар­ма­на­ми!

— А какую тя­жесть я в них ношу! …. Он из­вле­ка­ет из кар­ма­на еще два боль­ших ключа.

— Дайте сюда и ключ ми­сте­ра Сапси…


«Он (Дердлс) берет ключи, два из них тут же спус­ка­ет в на­груд­ный кар­ман …. а тре­тий …. за­со­вы­ва­ет в свой узе­лок…


Стоп: сколь­ко клю­чей то? Три? Три. А где связ­ка, ав­то­ри­тет­но упо­мя­ну­тая ли­те­ра­ту­ро­ве­дом? А нет ее. Вер­нее, есть, но она вир­ту­аль­ная, су­ще­ству­ет в бес­те­лес­ном ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ском про­стран­стве-вре­ме­ни.

А вот ре­аль­ное про­стран­ство-вре­мя: за­кон­чив ра­бо­ту, Дердлс дол­жен вер­нуть ключ ми­сте­ру Сапси, да и сам ми­стер Сапси не пре­ми­нул бы на­пом­нить об этом и ключ воз­вра­тил­ся бы во вде­лан­ный в стену сейф.

Далее — эф­фект до­ми­но: когда Дердлс за­кон­чил ра­бо­ту и вер­нул ключ — ДО «стран­ной экс­пе­ди­ции» или ПОСЛЕ? На­ча­ло главы 12-й не остав­ля­ет со­мне­ний: ДО. «Его (ми­сте­ра Сапси) са­мо­лю­бию льстит, когда он видит, как слу­чай­ный по­се­ти­тель за­гля­ды­ва­ет сквозь окру­жа­ю­щую склеп ре­шет­ку и, воз­мож­но, чи­та­ет со­чи­нен­ную им над­пись».

Еще далее: что за возня и с ка­ки­ми клю­ча­ми, когда упив­ший­ся весь­ма по­до­зри­тель­ным ко­нья­ком Дердлс «…не то ва­лит­ся, не то ло­жит­ся на пол возле од­но­го из ка­мен­ных стол­бов …. и невнят­но умо­ля­ет сво­е­го спут­ни­ка поз­во­лить ему «сос­нуть ми­ну­точ­ку»»? Вер­нем­ся немно­го назад:


…ми­стер Джас­пер и Дердлс оста­нав­ли­ва­ют­ся перед ма­лень­кой две­рью, ве­ду­щей в под­зе­ме­лья, от ко­то­рой у Дердл­са есть ключ…

Они вхо­дят, за­пи­ра­ют за собой дверь…

Затем они при­сту­па­ют к вос­хож­де­нию на башню. На сту­пень­ках пер­во­го марша, ве­ду­щих во внут­рен­ность со­бо­ра, Дердлс вдруг ре­ша­ет ма­лость пе­ре­дох­нуть.

Дердлс по­ви­ну­ет­ся …. От­пи­ра­ет дверь на­вер­ху лест­ни­цы тем же клю­чом, каким от­кры­вал дверь в под­зе­ме­лье…» (Мно­го­зна­чи­тель­ная де­таль: в под­зе­ме­лье, сле­до­ва­тель­но, можно про­ник­нуть не толь­ко с улицы, но и из по­ме­ще­ния со­бо­ра, ключ от ко­то­ро­го мог иметь и Джас­пер, как да­ле­ко не по­след­ний слу­жи­тель клира).

…он (Дердлс) хлад­но­кров­но вы­дер­жи­ва­ет при­сталь­ный взгляд сво­е­го спут­ни­ка, хотя тот не от­ры­ва­ет от него глаз, пока на­ша­ри­ва­ет в кар­ма­нах еще рань­ше до­ве­рен­ный ему ключ от же­лез­ной двери …. чтобы про­ник­нуть в башню.

— Вы вот это и фляж­ку и до­воль­но с вас, — го­во­рит ми­стер Джас­пер, воз­вра­щая ключ Дердл­су…


И далее:


Ему снит­ся, что он лежит в под­зе­ме­лье и спит…

Потом ему снит­ся, что шаги за­ти­ха­ют…

…потом, что его тро­га­ют и что-то па­да­ет из его раз­жа­той руки. Это что-то звя­ка­ет при па­де­нии, и кто-то шарит во­круг…

— Вы меня тро­га­ли?

— Тро­гал?.. Да я вас тряс изо всей силы!

Вспом­нив о за­га­доч­ном при­кос­но­ве­нии во сне, Дердлс смот­рит на пол и видит, что ключ от под­зе­ме­лья лежит возле того места, где он спал.

— Я, стало быть, тебя об­ро­нил? – бор­мо­чет он, под­би­рая ключ…


Так где же здесь связ­ка клю­чей, из ко­то­рой «ка­мер­тон­ным» спо­со­бом тре­бо­ва­лось вы­брать ключ от скле­па мис­сис Сапси? Клю­чей всего два: у Дердл­са ключ от двери, ве­ду­щей в собор (и он же от под­зе­ме­лья), ко­то­рый «па­да­ет из его раз­жа­той руки…» и «звя­ка­ет при па­де­нии» и ко­то­рый «лежит возле того места, где он спал», а у Джас­пе­ра ключ от же­лез­ной двери на башню, ко­то­рый он к этому вре­ме­ни давно вер­нул вла­дель­цу. И все.

Уо­л­терс ци­ти­ру­ет Пр­ок­то­ра: «Что делал Джас­пер в дол­гие часы сво­е­го от­сут­ствия, — неяс­но. У него было до­ста­точ­но вре­ме­ни, чтобы зайти с этим наи­важ­ней­шим клю­чом к себе домой …. У него было до­ста­точ­но вре­ме­ни, чтобы ото­мкнуть склеп и пе­ре­не­сти туда неко­то­рое ко­ли­че­ство нега­ше­ной из­ве­сти из кучи у ворот».

Из при­ве­ден­ной ци­та­ты долж­но од­но­знач­но сле­до­вать, что Джас­пер ухо­дил на «дол­гие часы сво­е­го от­сут­ствия» не толь­ко с «наи­важ­ней­шим», но и с клю­чом от под­зе­ме­лья: ведь надо было ото­мкнуть дверь и, на вся­кий слу­чай, за­мкнуть ее сна­ру­жи, а «наи­важ­ней­ший» пред­ва­ри­тель­но вы­зво­нить в связ­ке и вы­тя­нуть из нее, по­то­му как со­вер­шен­но ни к чему иметь при себе лиш­нюю про­рву же­ле­за.

Но по­сколь­ку ни­ка­кой связ­ки на дан­ный мо­мент не су­ще­ство­ва­ло (если не счи­тать ее су­ще­ство­ва­ния в во­об­ра­же­нии Уо­л­тер­са), то, сле­до­ва­тель­но, ни о каком скле­пе и ни о какой из­ве­сти речи быть не может.

Так куда же он ухо­дил? По­бро­дить по под­зе­ме­лью в оди­но­че­стве? До­пу­стим, но зачем тас­кать с собой ключ от того под­зе­ме­лья да еще (ради какой ра­до­сти?) опа­и­вать ка­ме­но­те­са ко­нья­ком с опи­умом? Здесь надо об­ра­тить­ся к по­след­ним на­пи­сан­ным стра­ни­цам ро­ма­на, раз­го­во­ру Джас­пе­ра со ста­ру­хой:


— …. До­пу­стим, ты во все время о чем-то ду­ма­ешь. О чем-то, что ты хо­чешь сде­лать ….

— Но ты еще не ре­ши­ла ….

— Может быть сде­ла­ешь, а может быть нет ….

Ста­нешь ты это про­де­лы­вать в во­об­ра­же­нье… ….

— …. Каж­дый раз я это про­де­лы­вал с на­ча­ла до конца.


Вер­нем­ся к «стран­ной экс­пе­ди­ции», к тому ее эпи­зо­ду, когда Джас­пер и Дердлс взо­бра­лись на башню и лю­бу­ют­ся ноч­ным го­ро­дом:


…у под­но­жия башни — раз­ру­шен­ные оби­та­ли­ща и свя­ти­ли­ща умер­ших…

…(Джас­пер) с лю­бо­пыт­ством раз­гля­ды­ва­ет рас­ки­нув­ший­ся внизу город, и осо­бен­но самую тихую его часть, ту, что лежит в тени от со­бо­ра.


Джас­пер в опи­ум­ном за­тме­нии «сто тысяч раз» «уби­вал» Друда, сбра­сы­вая его с башни, но, придя в себя, не мог ре­шить, сде­ла­ет ли он это наяву или нет. Но если сде­ла­ет, то надо обя­за­тель­но спря­тать труп по­даль­ше от под­но­жия башни, так как пред­ва­ри­тель­ное вос­хож­де­ние на башню с Дердл­сом не могло не по­лу­чить оглас­ки.

Да и в любом слу­чае, отрав­лен­ное или за­ду­шен­ное, тело уби­то­го надо было при­пря­тать, пока ин­сце­ни­ро­ва­лась бы тре­во­га, от­ча­я­ние неутеш­но­го дяди, тща­тель­ные по­ис­ки. Луч­ше­го места, чем укром­ный уго­лок под­зе­ме­лья, не сыс­кать, но тре­бо­вал­ся ключ, свой, а не Дердл­са, чтобы в него по­пасть и спря­тать тело. Джас­пер опоил ка­ме­но­те­са, взял ключ и у себя дома сде­лал с него сле­пок, а может и сам вы­то­чил из одной, за­ра­нее за­па­сен­ных за­го­то­вок.

Толь­ко этим и можно объ­яс­нить его дол­гое от­сут­ствие. (Да и от­ку­да сле­ду­ет, что оно было очень уж дол­гим?..) С боль­шой ве­ро­ят­но­стью можно до­пу­стить, что он два-три раза вы­хо­дил из квар­ти­ры, чтобы опро­бо­вать ра­бо­ту но­во­го ключа — ведь сде­лать сле­пок много вре­ме­ни не надо. Во вся­ком слу­чае до­пу­ще­ние это кое-что объ­яс­ня­ет и ни­че­му не про­ти­во­ре­чит.

Этой си­ту­а­ци­ей и может объ­яс­нять­ся неоправ­дан­ная ярость Джас­пе­ра, когда он готов убить ма­лень­ко­го мер­зав­ца Де­пу­та­та. И в самом деле: вот Джас­пер и Дердлс вхо­дят в под­зе­ме­лье, за­мы­ка­ют­ся из­нут­ри; вот Джас­пер вы­хо­дит один и за­мы­ка­ет дверь; вот Джас­пер на­дол­го ку­да-то ухо­дит; вот воз­вра­ща­ет­ся, от­мы­ка­ет дверь под­зе­ме­лья, вхо­дит в него и за­мы­ка­ет дверь из­нут­ри; вот, опять через до­воль­но дол­гое время, Джас­пер и Дердлс вы­хо­дят уже вдво­ем.

Все! По­па­лись!

Зав­тра (вер­нее, уже се­год­ня) него­дяй раз­бла­го­ве­стит обо всем и весь Клой­стерг­эм будет долго и усерд­но пе­ре­же­вы­вать уди­ви­тель­ную но­вость!.. А со­бор­но­му ре­ген­ту это ну со­вер­шен­но ни к чему!..

Уо­л­терс: «Джас­пер вер­тит в руках эти ключи, по­зва­ни­ва­ет одним о дру­гой, за­по­ми­на­ет, какой звон из­да­ет ключ от скле­па, где по­хо­ро­не­на су­пру­га ми­сте­ра Сапси. Те­перь он даже в тем­но­те смо­жет от­ли­чить этот ключ по тя­же­сти и по звуку». «Надо точно знать ме­сто­на­хож­де­ние скле­па, …. Надо уметь вы­брать нуж­ный ключ из связ­ки не по виду, а по тя­же­сти и звуку».

Очень хо­ро­шо. Един­ствен­ная беда: где он, той ключ и где она, та связ­ка?.. Кста­ти, за­дач­ка не для се­ро­го ума: «Надо точно знать ме­сто­на­хож­де­ние скле­па, …». И как же его узнать то, ме­сто­на­хож­де­ние, то бишь? Поз­во­лю себе ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ское ноу-хау: пред­по­ла­га­е­мый убий­ца несколь­ко дней шлял­ся по клад­би­щу и неза­мет­но вы­сту­ки­вал стен­ки всех скле­пов, дабы уже ночью по стуку без­оши­боч­но опре­де­лить «наи­важ­ней­ший» склеп…

Так что ни­от­ку­да не сле­ду­ет, что Джас­пер за­по­ми­нал тон ключа от скле­па. Это во­об­ще му­зы­кант­ская ма­не­ра при­слу­ши­вать­ся к му­зы­каль­но­му и око­ло­му­зы­каль­но­му тону лю­бо­го зву­ча­ще­го пред­ме­та. По­во­ди­те, на­при­мер, влаж­ным паль­цем по верх­ней кром­ке тон­ко­го стек­лян­но­го бо­ка­ла и он за­по­ёт, а если пе­ре­жать боль­шим и ука­за­тель­ным паль­ца­ми тон­кую длин­ную до­щеч­ку сна­ча­ла по цен­тру, а потом по трети ее длины и в обоих слу­ча­ях по­сту­чать по ней, то вы­со­та тонов будет раз­ли­чать­ся при­мер­но на ок­та­ву. По­че­му бы клой­стерг­эм­ско­му ре­ген­ту, та­лант­ли­во­му и тон­ко­му му­зы­кан­ту, и не по­звя­кать клю­ча­ми?!

Автор ста­тьи (сам му­зы­кант) в про­цес­се её со­чи­не­ния про­во­дил экс­пе­ри­мент: ко­ло­тил вил­кой по тупой сто­роне ку­хон­но­го ножа. «Звяк» аб­со­лют­но од­но­тон­ный и опре­де­лить, что имен­но звя­ка­ет, невоз­мож­но. Ко­ло­тил тол­стым свер­лом по от­верт­ке – с тем же успе­хом. Двумя ме­тал­ли­че­ски­ми труб­ка­ми: см. выше. Так что вы­з­вя­ки­ва­ние ключа из связ­ки есть бред сивой ко­бы­лы в лун­ную ночь.

При­клю­че­ния при­над­ле­жа­щей Дердл­су (хотя и не су­ще­ству­ю­щей!) связ­ки клю­чей «с этим наи­важ­ней­шим клю­чом» (от скле­па) во­ис­ти­ну уди­ви­тель­ны.

Вот «наи­важ­ней­ший» ключ вы­би­ра­ет­ся из связ­ки, когда опо­ен­ный Дердлс уснул в под­зе­ме­лье.

Вот Джас­пер, уду­шив пле­мян­ни­ка, снова вы­би­ра­ет из связ­ки пре­сло­ву­тый ключ и тащит труп в склеп, в ко­то­рый уже на­тас­кал из­ве­сти (по вер­сии Уо­л­тер­са и Пр­ок­то­ра).

Вот (по вер­сии ав­то­ра дан­ной ста­тьи), по­те­ряв са­мо­об­ла­да­ние, хва­та­ет за горло явив­шу­ю­ся из лон­дон­ской тру­що­бы шан­та­жист­ку-ста­ру­ху, ко­то­рая с пе­ре­пу­гу вре­за­ет дуба в его руках и, сле­до­ва­тель­но, вновь вы­ру­ча­ет связ­ка с «наи­важ­ней­шим».

Вот еще уди­ви­тель­нее: Еле­на-Дэ­че­ри, спря­тав­шись в скле­пе (по вер­сии Уо­л­тер­са), никак не могла обой­тись без все той же мно­го­стра­даль­ной связ­ки (укра­ла ее у Дердл­са? Взло­ма­ла сейф в доме ми­сте­ра Сапси?..), хотя в дан­ном слу­чае не очень по­нят­но: она то по ка­ко­му «звяку» опре­де­ля­ла тот «наи­важ­ней­ший»?

Далее во­об­ще чу­де­са в ре­ше­те: Еле­на-Дэ­че­ри ото­мкну­ла склеп и спря­та­лась в нем, ожи­дая пре­ступ­ни­ка (что с ее-его сто­ро­ны очень глупо, а со сто­ро­ны Дик­кен­са, если бы он при­ду­мал по­доб­ную чушь, так и вовсе пол­ная без­от­вет­ствен­ность), но ведь пре­ступ­ни­ку тоже необ­хо­ди­ма несчаст­ная связ­ка, чтоб в ко­то­рый уже раз вы­удить из нее по «звяку» три­жды несчаст­ный ключ, – иначе как ему войти в склеп?! Так где же ви­та­ла эта уди­ви­тель­ная связ­ка клю­чей? Может, она раз­дво­и­лась?

Поз­во­лю себе ав­то­ри­тет­но за­явить: самой за­хва­ты­ва­ю­щей тай­ной ро­ма­на яв­ля­ет­ся тайна связ­ки клю­чей, ибо со­вер­шен­но непо­сти­жи­мо, как это она (связ­ка) ухит­ря­лась пор­хать из рук в руки без ве­до­ма сво­е­го за­кон­но­го вла­дель­ца — Дердл­са?!!

Немно­го о мо­раль­ном ас­пек­те. Даже от­пе­тые него­дяи ис­пы­ты­ва­ют смут­ные чув­ства по­чте­ния к ме­стам веч­но­го упо­ко­е­ния, а что дол­жен ви­деть чи­та­тель ро­ма­на? Ведь склеп мис­сис Сапси пре­вра­щен если не в тан­це­валь­ный зал, то в про­ход­ной двор уж точно.

Ис­клю­чим Дердл­са, ко­то­рый, во­пло­тив в ка­мень ли­те­ра­тур­ные изыс­ки по­чтен­но­го вдов­ца, полез осмат­ри­вать склеп из­нут­ри; но Джас­пер: сколь­ко раз он топ­тал­ся в скле­пе, от­кры­вая и за­кры­вая его, когда носил туда из­весть? А потом вта­щил в склеп по­сто­рон­нее, так ска­зать, тело!

Еще хуже: начал его жечь из­ве­стью. И на­вер­ня­ка не раз на­ве­ды­вал­ся, про­ве­ряя, все ли сго­ре­ло и не надо ли до­пол­ни­тель­но при­не­сти то­ли­ку из­ве­сти.

(Уо­л­терс на­ве­шал на Джона Джас­пе­ра свору дох­лых собак и, по­че­му-то, упу­стил самую дур­но­пах­ну­щую: Джас­пер, по­ми­мо пе­ре­чис­лен­ных им «до­сто­инств», еще и осквер­ни­тель могил!..)

Вот некто (из тек­ста неиз­вест­но — кто) об­на­ру­жи­ва­ет, что в скле­пе на­хо­дят­ся чьи-то чужие остан­ки, вот Еле­на-Дэ­че­ри пря­чет­ся там и хва­та­ет за ши­во­рот зло­дея Джас­пе­ра, ко­то­рый в скле­пе, можно ска­зать, толь­ко что не про­пи­сал­ся.

А не ка­жет­ся ли, что по­доб­ное раз­ви­тие сю­же­та про­сто от­вра­ти­тель­но и не при­ш­лось бы по вкусу пре­жде всего са­мо­му Чарль­зу Дик­кен­су?..

И фи­наль­ный ак­корд всей этой «наи­важ­ней­шей» га­ли­ма­тьи: за­вер­шив ра­бо­ту над эпи­та­фи­ей, по­ло­жив «по­след­ний шт­ри­шок» и осмот­рев ее всю «с лица и из­нан­ки», Дердлс воз­вра­ща­ет ключ ми­сте­ру Сапси, ко­то­рый по­ме­ща­ет его об­рат­но в «сейф, вде­лан­ный в стену».

Все.

И ни­ка­ко­го звя­ка­нья, если не счи­тать, ко­неч­но, «ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ско­го».

2. НЕГА­ШЕ­НАЯ ИЗ­ВЕСТЬ


Падая, ко­сточ­ка до­ми­но под на­зва­ни­ем «ключ» валит сле­ду­ю­щую: «нега­ше­ную из­весть». Здесь тоже чудес, как по­дар­ков в мешке у Сан­та-Клау­са.

Нач­нем с са­мо­го за­ме­ча­тель­но­го по­дар­ка, по за­ме­ча­тель­но­сти рав­но­го изоб­ре­те­нию Уо­л­тер­са, ко­то­рый «от­крыл», что ста­ру­ха из лон­дон­ской ку­риль­ни яв­ля­ет­ся ма­мень­кой Джона Джас­пе­ра и, неиз­беж­но, ба­буш­кой Эдви­на Друда. (Се­мей­ствен­ность, од­на­ко, хо­ро­шо хоть, что Грюд­жи­ус не ока­зал­ся ее бра­том, а Роза Бут­тон вну­ча­той пле­мян­ни­цей).

Вот часть при­ве­ден­ной выше ци­та­ты Пр­ок­то­ра: «У него (Джас­пе­ра) было до­ста­точ­но вре­ме­ни, чтобы ото­мкнуть склеп и пе­ре­не­сти туда неко­то­рое ко­ли­че­ство нега­ше­ной из­ве­сти из кучи у ворот». (Уо­л­терс мыс­лит более мас­штаб­но: «…у ко­то­ро­го (Дердл­са) на­хо­дят­ся ключи от со­бор­ных под­зе­ме­лий и от скле­пов».

«…Джас­пер под­па­и­ва­ет Дердл­са …. и потом на сво­бо­де осмат­ри­ва­ет скле­пы».

Вот как! И клю­чей связ­ка, и скле­пы уже во мно­же­ствен­ном числе!)

Но не будем боль­ше ка­сать­ся от­мы­ка­ния и за­мы­ка­ния скле­па, а за­да­дим дет­ский во­прос: из какой такой «кучи у ворот»? Из кучи у ворот со­бо­ра? Но не то, что слово, ни одна за­пя­тая тек­ста ро­ма­на не на­ме­ка­ет на кучу у со­бор­ных ворот. А где же она, та куча? А! Дей­стви­тель­но, у ворот, но не у со­бор­ных, а у ворот ла­чу­ги Дердл­са. А где ла­чу­га Дердл­са? Далее ни­ка­кой от­се­бя­ти­ны:

Дердлс:


Если мы пой­дем за­да­ми …. так не ми­но­вать идти мимо «Двух­пен­со­вых но­ме­ров для про­ез­жа­ю­щих»,

Им оста­ет­ся пе­ре­сечь неболь­шой пу­стырь…,

…затем они всту­па­ют в тес­ный пе­ре­улок, где уже из­да­ли виден при­зе­ми­стый …. до­миш­ко …. под на­зва­ни­ем «Двух­пен­со­вых но­ме­ров для про­ез­жа­ю­щих»,

Он (Джас­пер) за­во­ра­чи­ва­ет за угол …. и про­во­жа­ет Дердл­са до са­мо­го дома.


И как те­перь зву­чит это «неко­то­рое ко­ли­че­ство нега­ше­ной из­ве­сти из кучи у ворот»? Не одно де­ся­ти­ле­тие уже автор ста­тьи пе­ре­чи­ты­ва­ет роман Дик­кен­са, но изум­ле­ние перед дан­ным пер­лом ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния со­хра­ня­ет свою пер­во­здан­ную све­жесть… Такой ляп можно до­пу­стить пе­ре­ли­сты­вая при чте­нии стра­ни­цы со ско­ро­стью стре­ко­та­ния белки.

Об­ра­ща­ем­ся к эпи­зо­ду, когда в самом на­ча­ле «стран­ной экс­пе­ди­ции» Джас­пер и Дердлс неволь­но под­слу­ша­ли раз­го­вор Кри­спарк­ла и Ланд­ле­са:


«— Се­год­ня пер­вый день неде­ли, – го­во­рит ми­стер Кри­спаркл …. — а по­след­ний день на этой неде­ле — со­чель­ник.


Вы­стра­и­ва­ем ло­ги­че­скую це­поч­ку:

  1. имен­но в этот, пер­вый день неде­ли, где-то в пре­де­лах ча­са-пол­то­ра ДО под­слу­шан­но­го раз­го­во­ра, Джас­пер узна­ет о свой­ствах нега­ше­ной из­ве­сти;
  2. имен­но в эту ночь с Дердл­сом у него воз­ни­ка­ет мысль сжечь из­ве­стью труп;
  3. имен­но в эту ночь он за­би­ра­ет у ка­ме­но­те­са ключ (ко­то­ро­го у того не было);
  4. имен­но в эту ночь ша­ста­ет по го­ро­ду, пе­ре­тас­ки­вая нега­ше­ную из­весть.

Но, чтобы бес­пре­пят­ствен­но за­ни­мать­ся сим до­стой­ным делом, пред­ва­ри­тель­но тре­бу­ет­ся «от­клю­чить» на про­дол­жи­тель­ное время Дердл­са и он его «от­клю­ча­ет», на­по­ив ко­нья­ком с опи­умом.

В фи­ло­со­фии су­ще­ству­ет ка­те­го­рия: «при­чи­на и след­ствие», ко­то­рая утвер­жда­ет, что след­ствию пред­ше­ству­ет при­чи­на, а пред­ше­ство­вать при­чине след­ствие не может прин­ци­пи­аль­но.

При чем тут фи­ло­со­фия? А при том, что го­то­ви­лось ко­ньяч­ное зелье с нар­ко­той, чтоб бес­пре­пят­ствен­но взять у спя­ще­го Дердл­са ключ, ДО ТОГО, как Джас­пер узнал о дей­ствии и во­об­ще о су­ще­ство­ва­нии из­ве­сти, а не ПОСЛЕ, то есть след­ствие пред­ше­ство­ва­ло при­чине, что яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ным нон­сен­сом, вроде ма­ши­ны вре­ме­ни.

Но ладно, пусть так, про­бе­жал­ся Джас­пер по ноч­но­му го­род­ку от со­бо­ра до ха­лу­пы Дердл­са и об­рат­но, так ведь дру­гой во­прос: а сколь­ко надо из­ве­сти, чтобы сжечь без следа мерт­вое тело? Ко­ро­боч­ка из под пи­люль? Пив­ная круж­ка? Пара ка­стрюль?

Оче­вид­но, что ко­ли­че­ство из­ве­сти долж­но быть срав­ни­мо с весом тела, а Эдвин Друд, мо­ло­дой здо­ро­вый муж­чи­на, явно не стра­да­ю­щий от­сут­стви­ем ап­пе­ти­та, дол­жен иметь сред­ний вес в об­ла­сти се­ми­де­ся­ти ки­ло­грам­мов, сле­до­ва­тель­но из­ве­сти надо, как ми­ни­мум, пол­цент­не­ра, а ради под­стра­хов­ки и раза в пол­то­ра более.

По­пут­но пред­ста­вим себе ру­гань и жа­ло­бы Дердл­са, у ко­то­ро­го спёр­ли из­весть и ему те­перь не из чего де­лать рас­твор для скреп­ле­ния кир­пи­чей при по­строй­ке или ре­мон­те все тех же скле­пов или огра­ды во­круг них.

Далее. На­тас­ка­ли в склеп из­ве­сти (рискуя, что нас вы­сле­дит про­кля­тый Де­пу­тат или иной какой гу­ля­ка-по­лу­ноч­ник), через неде­лю умерт­ви­ли Друда, вта­щи­ли тело в склеп и за­сы­па­ли из­ве­стью. И все?

Да нет. Ве­ли­ка опас­ность, что ка­кие-то круп­ные кости не сго­ре­ли пол­но­стью (череп, на­при­мер, по­зво­ноч­ник, та­зо­бед­рен­ные кости), надо про­ве­рить, не оста­лось ли чего, а если оста­лось – до­жечь, труп дол­жен ис­чез­нуть бес­след­но.

Стало быть вновь об­во­ро­вы­ва­ем Дердл­са или до­бы­ва­ем из­весть на сто­роне, вновь тря­сем связ­ку, вновь звя­ка­ем клю­ча­ми, вле­за­ем в склеп… А ведь в него не вле­зешь! В тес­ном и за­мкну­том про­стран­стве скле­па после того, как пе­ре­го­рел труп, ат­мо­сфе­ра еще та: склеп надо про­вет­ри­вать, за пять минут его не про­вет­ришь, а про­ти­во­га­зов в те вре­ме­на еще не су­ще­ство­ва­ло.

Да и: если труп со­жжен бес­след­но (Джас­пер ведь «хит­рый и даль­но­вид­ный пре­ступ­ник»), то что может на­сту­кать своим мо­лот­ком Дердлс? Ведь труп «сжи­гал­ся» ис­клю­чи­тель­но из опа­се­ния перед «аб­со­лют­ным слу­хом» мо­гиль­ных дел вир­туо­за, и на тебе — пол­ный афронт! Или что может об­на­ру­жить и под­нять тре­во­гу ми­стер Сапси, ежели сдуру, спья­ну или про­сто ни с того, ни с сего взду­ма­ет на­ве­стить гроб с по­чив­шей в бозе су­пру­гой?

И самое пи­кант­ное: что из себя пред­став­ля­ло это «нечто», об­на­ру­жен­ное в скле­пе, чтобы Грюд­жи­ус, при­зы­вая в сви­де­те­ли Ба­з­за­рда, объ­явил о су­ще­ство­ва­нии коль­ца? Од­но­знач­но: «нечто» долж­но быть остан­ка­ми че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го можно с огром­ной долей ве­ро­ят­но­сти иден­ти­фи­ци­ро­вать с ис­чез­нув­шим Эдви­ном Дру­дом, и из ко­то­рых убий­це тре­бо­ва­лось во что бы то ни стало изъ­ять ока­ян­ное коль­цо.

Так что вся мни­мо­сю­жет­ная и (без «мнимо») ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ская возня во­круг со­жже­ния тела уби­то­го стоит не более скор­лу­пы вы­еден­но­го яйца.

Кри­ти­ки, а за ними тол­пой и чи­та­те­ли, ри­ну­лись по лож­но­му следу (склеп, ключ, из­весть) и на­чи­сто от­ка­за­ли Дик­кен­су в ма­стер­стве при со­зда­нии изу­ми­тель­но­го об­ра­за Джона Джас­пе­ра, тон­ко­го му­зы­кан­та, вер­но­го друга, че­ло­ве­ка с душой, спо­соб­ной на такую глу­би­ну и ве­ли­чие чув­ства любви, ко­то­рая и не сни­лась ни­ко­му, же­сто­ко стра­да­ю­ще­го от страш­но­го раз­дво­е­ния сво­е­го «я» и вы­нуж­ден­но­го ис­кать из­бав­ле­ния от еже­час­ной муки уходя в мир опи­ум­ных грез.

Все это про­гля­де­ли и об­ле­пи­ли силь­ней­ший образ глав­но­го героя ро­ма­на яр­лы­ка­ми «склеп», «ключ», «из­весть», «изощ­рен­ный убий­ца»… А в глав­ные герои, вер­нее – ге­ро­и­ни, ко­ро­но­ва­ли Елену Ланд­лес, образ свет­лый, чи­стый, ладно скро­ен­ный и хо­ро­шо сши­тый, но не более того.


3. МНИ­МОЕ ПРЕ­СТУП­ЛЕ­НИЕ


Тре­тья сказ­ка Ше­хе­ре­за­ды (до­ми­но на­до­е­ло).

Тай­ной «Тайны Эдви­на Друда» пра­вят ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ские ман­тры: одна ба­зо­вая и две про­из­вод­ные от нее. Ба­зо­вая ис­ка­зи­ла, точ­нее — изуро­до­ва­ла образ глав­но­го героя, пре­вра­тив его в хит­ро­го убий­цу, нар­ко­ма­на и вы­рож­ден­ца, а даль­ше (сле­ду­ю­щая ман­тра) — дело тех­ни­ки, при­чем неза­мыс­ло­ва­той: жерт­ва за­ду­ше­на, сбро­ше­на с башни, отрав­ле­на нар­ко­ти­ком (нуж­ное под­черк­нуть), затем склеп, ключ, из­весть, часы, по­вис­шие на клой­стерг­эм­ской пло­тине.

По­след­няя ман­тра — коль­цо, с ко­то­рым «вы­ко­ва­лась еще одна цепь, впа­ян­ная в самое ос­но­ва­ние земли и неба и об­ла­дав­шая ро­ко­вой силой дер­жать и влечь».

Трак­тов­ка сю­же­та с Джас­пе­ром-убий­цей при­во­дит к со­вер­шен­но непо­сти­жи­мым на­тяж­кам.

Вот на­сту­пил со­чель­ник, Джас­пер, Друд и Ланд­лес со­би­ра­ют­ся, чтобы вы­ку­рить труб­ку мира и за­ко­пать то­ма­гав­ки. (У Джас­пе­ра, есте­ствен­но, под полой вто­рой то­ма­гавк, остро за­то­чен­ный).

Вот Невил про­ща­ет­ся с хо­зя­и­ном и ухо­дит с Дру­дом по­смот­реть, ка­ко­ва река в бурю. Джас­пер кра­дет­ся сле­дом, где-то пря­чет­ся и, напав на воз­вра­ща­ю­ще­го­ся пле­мян­ни­ка, ли­ша­ет его жизни. Сни­ма­ет бу­лав­ку и часы. Пря­чет труп в склеп. За­сы­па­ет его из­ве­стью. Оче­вид­но днем-дву­мя позже под­ве­ши­ва­ет часы на сваю пло­ти­ны, дабы убе­дить чест­ной клой­стерг­эм­ский народ, что Друд не сбе­жал, а убит.

Даже не при­ни­мая во вни­ма­ние вы­ше­при­ве­ден­ные об­сто­я­тель­ства, ка­са­ю­щи­е­ся ключа и нега­ше­ной из­ве­сти, по­смот­рим, сколь­ко здесь глу­по­стей и даже ди­чай­ших про­ти­во­ре­чий.

Если Джас­пер-убий­ца спе­ци­аль­но вы­бро­сил бу­лав­ку и часы так, чтобы их легко можно было найти (что и сде­лал ми­стер Кри­спаркл), то на кой, из­ви­ни­те, пред­мет пря­тать труп да еще и сжи­гать его без следа? (Си­ту­а­ции со сжи­га­ни­ем трупа раз­би­ра­лись в преды­ду­щей глав­ке, не будем по­вто­рять­ся). Рас­про­стра­нив­ша­я­ся вер­сия, что Друд не убит, а сбе­жал, в огром­ной сте­пе­ни иг­ра­ет на руку убий­це, кто бы он не был, так что раз­ру­шать эту вер­сию – ве­ли­чай­шая глу­пость, ни один пре­ступ­ник ее не со­вер­шил бы, а утвер­ждать, что часы не под­ве­ше­ны спе­ци­аль­но, а неудач­но вы­бро­ше­ны, можно толь­ко плот­но по­об­щав­шись с Прин­цес­сой Ку­рил­кой.

Все сти­хии людей, неба и земли бла­го­при­ят­ство­ва­ли пре­ступ­ни­ку: Кри­спаркл на­сто­ял на встре­че и ор­га­ни­зо­вал ее (под­черк­нем, что весь город знал о стыч­ке между мо­ло­ды­ми лю­дь­ми), на улице буря и ни­ка­кая ре­ин­кар­на­ция «при­зра­ка вопля» не была бы слыш­на. Да и что бы из­ме­ни­лось, будь тот «вопль» кем-то услы­шан? Ров­ным сче­том ни­че­го.

Далее несколь­ко строк от Уо­л­тер­са: «…Эдвин Друд убит. Его тело со­жже­но нега­ше­ной из­ве­стью». «И дерз­кое по­ве­де­ние Джас­пе­ра, его небо­язнь по­до­зре­ний …. сколь­ко бы ни ис­ка­ли ни­че­го не най­дут».

Оста­вим на со­ве­сти Уо­л­тер­са «дерз­кое по­ве­де­ние» и спро­сим: ну, а если бы нашли? Где? «Джас­пер …. с лю­бо­пыт­ством раз­гля­ды­ва­ет (с башни со­бо­ра) рас­ки­нув­ший­ся внизу город, в осо­бен­но­сти самую тихую его часть, ту, что лежит в тени от со­бо­ра». Вот там, в те­неч­ке, и нашли бы тело, и по­про­бо­вал бы Невил от­вер­теть­ся от об­ви­не­ния в убий­стве, даже если бы и не от­пра­вил­ся на свою про­гул­ку.

И пол­ная бес­смыс­ли­ца: под­ве­шен­ные на сваю часы до­ка­зы­ва­ют смерть Друда и более ни­че­го, но най­ден­ное тело за­ста­вит всех по­до­зре­вать… Джас­пе­ра!!! Стран­ная, од­на­ко, си­ту­а­ция: нет трупа — и весь город опол­ча­ет­ся про­тив Неви­ла, есть труп — город ста­дом на­бра­сы­ва­ет­ся на со­бор­но­го ре­ген­та!..

И как по­ни­мать (по­вто­рим­ся) без­апел­ля­ци­он­ное утвер­жде­ние: «…дерз­кое по­ве­де­ние …. небо­язнь по­до­зре­ний …. сколь­ко бы ни ис­ка­ли ни­че­го не най­дут»? Нашли ведь!! Да так нашли, что «…под вли­я­ни­ем стра­ха Джас­пер воз­вра­ща­ет­ся в склеп, чтобы про­ве­рить, все ли следы пре­ступ­ле­ния уни­что­же­ны…» Ни­че­го себе – «хит­рый и даль­но­вид­ный пре­ступ­ник»! Если у этого «хит­ро­го и даль­но­вид­но­го» не кочан ка­пу­сты, а го­ло­ва на пле­чах, он бы трид­цать три раза про­ве­рил и пе­ре­про­ве­рил, не оста­лось ли сле­дов пре­ступ­ле­ния.

Если тело Друда со­жже­но так плохо, что Грюд­жи­ус счи­та­ет воз­мож­ным за­явить о коль­це, а пе­ре­пу­ган­ный убий­ца бежит в склеп, чтобы коль­цо изъ­ять, а в скле­пе его ловит пе­ре­оде­тая де­ви­ца… Тогда прав Джордж Гис­синг: «Очень уж немуд­ре­ная тайна…» «Немуд­ре­ная» вполне можно за­ме­нить на «при­ми­тив­ная».

Что дру­гое может вы­сту­чать Дердлс в скле­пе — груду праха? Но каким об­ра­зом можно иден­ти­фи­ци­ро­вать без­молв­ную кучу пепла с телом Друда? Оста­ет­ся пред­по­ло­жить, что Дердлс на­сту­кал не что иное, как коль­цо, тут же при­бе­га­ет Грюд­жи­ус и со­об­ща­ет, что в кар­мане про­пав­ше­го юноши как раз и на­хо­ди­лось это коль­цо! Джас­пе­ра хва­та­ют под белы ручки и тащат в ка­та­лаж­ку. Бред.

Про­стой во­прос: каким об­ра­зом об­на­ру­жен­ные в скле­пе остан­ки пе­ре­во­дят по­до­зре­ния с Неви­ла на Джас­пе­ра? Да ни­ка­ким. Вот Грюд­жи­ус за­яв­ля­ет, что по­ми­мо сня­тых с трупа бу­лав­ки и часов у Друда име­лось еще и коль­цо и надо его по­ис­кать. И… что?.. А ни­че­го! С какой стати апри­о­ри счи­та­ет­ся, что узрев то та­ин­ствен­ное коль­цо воз­му­щен­ная пуб­ли­ка немед­лен­но бро­сит­ся вя­зать Джас­пе­ра?! Она бро­сит­ся вя­зать Неви­ла, ко­то­рый и оста­вал­ся то на сво­бо­де толь­ко по­то­му, что тело Друда не было най­де­но.

Уо­л­терс: «…от­кры­то об­ви­нить Неви­ла в убий­стве для Джас­пе­ра го­раз­до без­опас­нее, чем до­пус­кать, чтобы в умах окру­жа­ю­щих за­ро­ди­лись ка­кие-то со­мне­ния …. по­до­зре­ние могло бы …. об­ра­тить­ся на него са­мо­го…»

С ка­ко­го рожна и в чьей бес­тол­ко­вой го­ло­ве за­ро­ди­лись бы по­доб­ные со­мне­ния и по­до­зре­ния?! После при­зна­ний Джас­пе­ра в любви к Розе Бут­тон (по­лу­чи они ши­ро­кую оглас­ку) может быть, но об­ви­не­ние в убий­стве, бро­шен­ное Неви­лу, про­изо­шло почти за пол­го­да до тех несчаст­ных при­зна­ний. Или «…хит­рый и даль­но­вид­ный пре­ступ­ник…» имен­но на сей счет и под­стра­хо­вал­ся?

Утвер­жде­ние, что убий­цей Друда яв­ля­ет­ся Джас­пер за­во­дит, как мы видим, в глу­хие ту­пи­ки, но под­дел­ка трупа с целью уни­что­же­ния Неви­ла, ко­то­ро­го Джас­пер непо­ко­ле­би­мо счи­та­ет убий­цей пле­мян­ни­ка, все ста­вит на свои места.

И ключ (не от скле­па! От под­зе­ме­лья, где упря­та­на ста­ру­ха, куда Джас­пер может бес­пре­пят­ствен­но и неза­мет­но про­ни­кать из со­бо­ра); и нега­ше­ная из­весть, тща­тель­но ра­бо­тая с ко­то­рой можно так об­ра­бо­тать труп, что невоз­мож­но будет опре­де­лить чей он (вспом­ним да­ле­ко не слу­чай­ные слова Дик­кен­са: «Если мо­ло­дой че­ло­век убит и, чтобы за­ме­сти следы, КАК-НИ­БУДЬ ХИТРО ИЗУРО­ДО­ВАН или спря­тан, или то и дру­гое вме­сте…»); и коль­цо.

Джас­пер от­лич­но знает, что ни­ка­ко­го коль­ца у най­ден­ных остан­ков нет, по­то­му как это остан­ки ста­ру­хи, по­это­му он и решил под­бро­сить коль­цо, чтобы уже на­вер­ня­ка опу­тать Неви­ла, а на за­яв­ле­ние, что коль­цо не то, можно и пле­ча­ми по­жать: до­ка­жи­те! Или еще лучше: Невил коль­цо от Грюд­жи­уса за­брал, а вза­мен под­су­нул дру­гое. Да и кто и зачем будет раз­би­рать­ся с этим коль­цом? Опять таки ни­ка­ким ри­ко­ше­том факт этот по Джас­пе­ру не бьет, а бьет пря­мой на­вод­кой по Неви­лу: вот они – остан­ки Друда, а вот – убий­ца, Невил. Так что изъ­я­тие коль­ца де­ла­ет об­на­ру­жен­ные остан­ки ано­ним­ны­ми и, тем самым, спа­са­ет Неви­ла от аре­ста. Это, что ли, цель Джас­пе­ра, ко­то­рый, с главы 15-й все более и более утвер­жда­ет­ся в об­ви­не­нии Ланд­ле­са в убий­стве? Рас­по­след­ним иди­о­том надо ему быть, чтобы лезть изы­мать то коль­цо, неопро­вер­жи­мую улику про­тив пре­ступ­ни­ка.

Со­кру­ши­тель­ным же уда­ром по Джас­пе­ру яв­ля­ет­ся его по­им­ка в мо­мент, когда он по­пы­тал­ся под­бро­сить клику. Тут уж не от­вер­тишь­ся, осо­бен­но если Грюд­жи­ус еще и за­явит, что Друд жив здо­ров и шлет при­вет, а ты, друг сит­це­вый, объ­яс­ни: чьи это об­го­ре­лые ко­сточ­ки, у ко­то­рых тебя пой­ма­ла… гм… Елена Ланд­лес?!

Джас­пер, по вине ни­ку­дыш­но­го здо­ро­вья ста­ру­хи, о чем она по­сто­ян­но хны­ка­ла, неиз­беж­но по­па­да­ет в тюрь­му, а на че­тыр­на­дца­тую гла­ву-во­прос «Когда эти трое снова встре­тят­ся?» воз­мо­жен ответ: когда Джон Джас­пер вый­дет на сво­бо­ду, Эдвин Друд вер­нет­ся из Егип­та, Невил Ланд­лес от­кро­ет свою юри­ди­че­скую фирму, а Роза Бут­тон (к тому вре­ме­ни уже мис­сис Тар­тар) ода­рит лю­би­мо­го су­пру­га тре­мя-че­тырь­мя пре­лест­ны­ми ма­лень­ки­ми бу­тон­чи­ка­ми!..


ПОСТ СКРИП­ТУМ


Ма­те­ри­а­лом дан­ной ста­тьи автор думал до­пол­нить свою первую ра­бо­ту «По сле­дам «Тайны Эдви­на Друда»», но ме­ха­ни­че­ски сде­лать это невоз­мож­но, а из­ме­нять ар­хи­тек­то­ни­ку боль­шой ста­тьи весь­ма за­труд­ни­тель­но. По­это­му автор решил, что лучше по­дать ма­те­ри­ал са­мо­сто­я­тель­ной пуб­ли­ка­ци­ей. Тем более, что ос­нов­ные те­зи­сы пер­вой ста­тьи («Убий­ца ли Джон Джас­пер?», «Жив или умер?», «Кто же вы, ми­стер Дэ­че­ри?», «Тайны ми­сте­ра Грюд­жи­уса») не пре­тер­пе­ли ни­ка­ких из­ме­не­ний.