Анатолий Юркин: Панкрат-11 читает Диккенса


Впервые опубликовано на http://polygamist.narod.ru


Пан­крат-11 — сек­рет­ный про­ект СССР, свя­зан­ный с со­зда­ни­ем ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та (далее — ИИ) при уча­стии кол­лек­ти­ва ма­те­ма­ти­ков, линг­ви­стов и т.п. Иные на­пи­са­ния: П.А.Н.К.Р.А.Т.-11, Pancrat-XI, Пан­кrat-11, Пат­рик-11 и др. Ино­гда со­вет­ским ана­ло­гом «зоны 51» на­зы­ва­ют Алек­се­ев­ку на се­ве­ре Ка­зах­ста­на, ко­то­рый как по­се­лок го­род­ско­го типа дей­стви­тель­но был ос­но­ван в 1965 году. Дата ос­но­ва­ния Алек­се­ев­ки свя­за­на с ар­хео­ло­ги­че­си­ми ис­ле­до­ва­ни­я­ми по­се­ле­ния ан­д­ро­нов­ской эпохи. В Кок­че­та­ве для работ с разо­бран­ным ис­кус­ствен­нм ин­тел­лек­том (Объ­ек­том) 15 июля 1959 года был со­здан завод КДА (завод кис­ло­род­но-ды­ха­тель­ной ап­па­ра­ту­ры).

С 1950-х годов часть жи­те­лей Кок­че­тав­щи­ны была до­пу­ще­на к изу­че­нию при­клад­ных воз­мож­но­стей Объ­ек­та. Ныне ан­д­ро­нов­ские го­ро­да эпохи брон­зы, склад­ские участ­ки про­ек­та «Пан­крат-11» и город Алек­се­ев­ка стали тер­ри­то­ри­ей Ак­мо­лин­ской об­ла­сти неза­ви­си­мо­го Ка­зах­ста­на. В этой связи, ско­рее всего, любая ин­фор­ма­ция по дей­ству­ю­ще­му ИИ была от­не­се­на к «го­су­дар­ствен­ным сек­ре­там РФ», тогда как ар­те­фак­ты при­чис­ле­ны к го­стайне су­ве­рен­но­го Ка­зах­стане.

В 1961 году вышел том Дик­кен­са с рус­ским пе­ре­во­дом ро­ма­на «Тайна Эдви­на Друда». В конце 1970-х годов я взял этот том из част­ной биб­лио­те­ки жи­те­ля Кок­че­та­ва (Ка­зах­стан) Бо­ри­са Фа­де­е­ви­ча Уса­ни­на. В книгу была вло­же­на тет­рад­ка с за­пи­ся­ми. Я про­чи­тал роман и тет­рад­ку. И при­сту­пил с рас­спро­са­ми к Бо­ри­су Фа­де­е­ви­чу. Ока­за­лось, что мне в руки по­па­лась книга из биб­лио­те­ки про­ек­та по со­зда­нию и об­слу­жи­ва­нию (он был со­здан в СССР!) ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та по имени Пан­крат-11. Участ­ни­кам про­ек­та было ин­те­рес­но узнать мне­ние ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та по по­во­ду... всего!

Ко­му-то при­ш­ла в го­ло­ву идея за­гру­зить в ком­пью­тер текст ро­ма­на «Тайна Эдви­на Друда» и спро­сить  ис­кус­ствен­ный ин­тел­лек­т о тех сю­жет­ных по­во­ро­тах и ходах, ко­то­рые Дик­кенс не успел до­пи­сать, скон­чав­шись в 1870 году. Тет­рад­ка со­дер­жа­ла за­пи­си, сде­лан­ные кем-то из уче­ных, всту­пив­ших в диа­лог с Пан­кра­том-11. Годы спу­стя (после уни­что­же­ния Пан­кра­та-11 в 1968 году) Борис Фа­де­е­вич хо­ро­шо пом­нил со­бы­тия вто­рой по­ло­ви­ны 1960-х.

Зим­ни­ми ве­че­ра­ми в хо­ро­шо про­гре­том доме на Со­вет­ской улице мы об­суж­да­ли вер­сию ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та, до­пи­сав­ше­го вто­рую по­ло­ви­ну ро­ма­на «Тайна Эдви­на Друда».

Озна­ко­мив­шись с вер­си­ей Пан­кра­та-11, я не могу все­рьез вос­при­ни­мать ни­ка­кие иные ги­по­те­зы и про­дол­же­ния ро­ма­на «Тайна Эдви­на Друда». Про­сче­ты ав­то­ров всех про­чих вер­сий мне пред­став­ля­ют­ся оче­вид­ны­ми и почти глу­пы­ми в свете тех вер­шин­ных об­раз­цов, ко­то­рые в 1967 году по­ка­зал ис­кус­ствен­ный ин­тел­лект, со­здан­ный со­вет­ски­ми уче­ны­ми на ос­но­ве раз­ра­бо­ток ге­ни­ев За­пад­ной Ев­ро­пы.

После смер­ти Бо­ри­са Фа­де­е­ви­ча Уса­ни­на через его даль­них род­ствен­ни­ков и во­об­ще под­став­ных лиц спец­служ­бы пе­ре­ку­пи­ли всю его биб­лио­те­ку (кроме 25-том­ной БСФ). Книги из биб­лио­те­ки про­ек­та Пан­крат-11, ско­рее всего, были раз­во­ро­ва­ны в 1980-е и со­жже­ны зимой 1992 года в одной из уголь­ных ко­тель­ных Кок­ше­тау, отап­ли­ва­ю­щей ин­тер­нат. Ве­ро­ят­но, это тот ред­кий слу­чай, — когда после об­ре­те­ния Ка­зах­ста­ном (или любой иной быв­шей со­вет­ской Рес­пуб­ли­кой) неза­ви­си­мо­сти, — в ре­ги­о­наль­ных управ­ле­ни­ях КНБ неде­ля­ми сжи­га­ли со­вет­скую до­ку­мен­та­цию, не про­счи­тав воз­мож­ных выгод от про­да­жи ар­те­фак­тов тем же аме­ри­кан­цам.

Здесь при­во­жу по па­мя­ти глав­ные те­зи­сы из чи­та­тель­ской вер­сии Пан­кра­та-11.


Кри­спаркл, ис­поль­зуя фор­му­ли­ров­ку Вик­то­ра Шклов­ско­го, «ми­сти­фи­ка­тор и ре­жис­сер всего ро­ма­на».

Чи­та­тель оши­ба­ет­ся от­но­си­тель­но Кри­спарк­ла. Во всём. От на­ча­ла и до фи­на­ла.

Кри­спаркл — глав­ная угро­за для всех.

Кри­спарк­лу вроде бы 35 лет, но муж­чи­на вы­гля­дит на­мно­го мо­ло­же сво­е­го воз­рас­та.

В гла­зах Сла­сти­г­ро­ха Кри­спаркл едва ли не ро­вес­ник Невил­ла.

Его маме долж­но быть никак не мень­ше 55 лет, но жен­щи­на вы­гля­дит мо­ло­же сво­е­го воз­рас­та.

У неё острое зре­ние.

Она не ведет себя как жен­щи­на, ро­див­шая ше­сте­рых и по­те­ряв­шая пя­те­рых детей.

В Лон­доне якобы живет сест­ра мис­сис Кри­спаркл. Об этих двух жен­щи­нах, ко­то­рых мы не видим вдво­ем в одной сцене, со­об­ща­ет­ся, что они по­хо­жи друг на друга. Ещё одна пара! Ско­рее всего, Кри­спаркл и его слиш­ком мо­ло­дая мама — это пара со­общ­ни­ков, ко­то­рые вы­да­ют себя не за тех, кем они были до при­ез­да. Воз­мож­но, это лю­бов­ни­ки, муж и жена или брат с сест­рой.

В Лон­доне Сла­сти­г­рох видел мис­сис Кри­спаркл, пе­ре­оде­тую своей сест­рой и вы­да­ю­щую себя за жи­тель­ни­цу сто­ли­цы. Кри­спаркл и его мама — это сю­жет­ные двой­ни­ки несколь­ких пар — Друда и его неве­сты, Невил­ла и его сест­ры. О про­шлом ни­че­го не знает гость го­ро­да се­до­вла­сый Дэ­че­ри. И по­это­му с нуля со­би­ра­ет до­ка­за­тель­ства вины Кри­спарк­ла, раз­об­ла­ча­ет убий­цу на свой страх и риск.

В ро­мане име­ет­ся един­ствен­ный пер­со­наж, спо­соб­ный по­бе­дить Кри­спарк­ла. Это воз­душ­ный са­дов­ник (ак­ро­бат?) Тар­тар.

Внизу ле­ген­дар­ной об­лож­ки, сде­лан­ной бра­том Тек­ке­рея, юный Кри­спаркл стоит в под­зе­ме­лье, куда вхо­дит его раз­об­ла­чи­тель.

Кри­спаркл со­вер­шил несколь­ко пре­ступ­ле­ний.

Убий­ство Друда не са­мо­цель и не глав­ное пре­ступ­ле­ние Кри­спарк­ла.

Кри­спарк­лы вдоём уби­ва­ют Джас­пе­ра.

Глав­ное пре­ступ­ле­ние Кри­спарк­ла и его со­общ­ни­цы — это по­ку­ше­ние на Розу.

Устра­не­ние Розы — это та за­да­ча, ради ко­то­рой Кри­спаркл и его со­общ­ни­ца внед­ри­лись в про­вин­ци­аль­ный город.

Спа­си­те­ля­ми Розы вы­сту­па­ют несколь­ко пер­со­на­жей.

Это се­до­вла­сый Дэ­че­ри, вы­пол­ня­ю­щий сю­жет­ную ра­бо­ту неудав­ше­го­ся мсти­те­ля Джас­пе­ра. И это Тар­тар, под­ме­ня­ю­щий вспыль­чи­во­го и за­ди­ри­сто­го Невил­ла.

Дэ­че­ри не Джас­пер. Дэ­че­ри вме­сто (уби­то­го) Джас­пе­ра.

Тар­тар вме­сто Невил­ла.

Невилл за­ди­ра­ет­ся и поз­во­ля­ет груп­пе муж­чин себя по­бить.

Тар­тар будет по­беж­дать в любых по­един­ках, лю­бо­го про­тив­ни­ка.

В одной из схва­ток ему пред­сто­ит про­ти­во­бор­ство с со­общ­ни­цей Кри­спарк­ла, все­гда во­ору­жен­ной (несколь­ки­ми) но­жа­ми (кин­жа­ла­ми).

Се­до­вла­сый Дэ­че­ри — глава раз­роз­нен­но­го се­мей­ства, ко­то­рый вер­нул­ся для ре­ше­ния во­про­сов, на­ко­пив­ших­ся за время его от­сут­ствия. Мо­раль­ным оправ­да­ни­ем его от­сут­ствия может быть толь­ко мно­гол­те­ний поиск (стар­шей до­че­ри) Розы. Тар­тар воз­ник до Дэ­че­ри, но не может раз­вя­зать узел из смыс­ло­вых про­блем.

Се­до­вла­сый Дэ­че­ри — муж каш­ля­ю­щей ста­ру­хи Ку­рил­ки, ко­то­рая ходит в собор смот­реть на... Кри­спарк­ла! (Про­сто­та этого хода удив­ля­ет меня до сих пор!)

Ку­рил­ка по­гиб­нет от кин­жа­ла со­общ­ни­цы Кри­спарк­ла, то есть, от рук своей млад­шей до­че­ри.

Одна из раз­га­док в про­зви­ще Кри­спарк­ла, ко­то­ро­го в рус­ском пе­ре­во­де сле­до­ва­ло бы на­зы­вать Ше­стым.

Ше­сте­ро пер­со­на­жей объ­еди­не­ны се­мей­ной на­след­ствен­ной тай­ной.

Это ше­сте­ро детей од­но­го отца. Стар­шие — Тар­тар и Роза. Сред­ние дети — Невилл и его сест­ра. Млад­шие дети — Кри­спаркл и его со­общ­ни­ца.

Кри­спаркл не знает о су­ще­ство­ва­нии Тар­та­ра как пре­тен­ден­та на на­след­ство. Тар­тар — сю­жет­ный двой­ник Друда. На ни­че­го не по­до­зре­ва­ю­ще­го и ни­че­го не по­ни­ма­ю­ще­го Друда сва­ли­ва­ют­ся на­па­сти, ко­то­рые долж­ны быть ад­ре­со­ва­ны Тар­та­ру.

На­след­ство — это со­во­куп­ность паёв в про­мыш­лен­ной ком­па­нии на Во­сто­ке.

Ко­гда-то давно се­до­вла­сый Дэ­че­ри был лишен прав соб­ствен­но­сти. Воз­мож­но, непо­сред­ствен­но перед при­ез­дом в про­вин­ци­аль­ный город он решил свои про­бле­мы с вла­де­ни­ем ком­па­ни­ей. Друд хочет уехать в Еги­пет и ра­бо­тать ин­же­не­ром в этой ком­па­нии. Со слов Джас­пе­ра, Друд об­ла­да­ет паем в ком­па­нии. Это не так. Паем в ком­па­нии вла­де­ет Роза. Со слов рас­сказ­чи­ка, Роза оси­ро­те­ла в 7 лет. Кра­соч­ное опи­са­ние утоп­лен­ни­цы по­хо­же на дет­скую фан­та­зию.

Почти од­но­вре­мен­ные смер­ти отца Розы и отца Друда (брата Джас­пе­ра) — это одна утра­та.

Джас­пер не ви­но­вен! Джас­пер те­ря­ет со­зна­ние при зна­ком­стве с силь­но за­поз­дав­шей но­во­стью о раз­ры­ве по­мо­вл­ки Друда и Розы. Этот раз­рыв пол­но­стью ме­ня­ет хо­зяй­ствен­ные от­но­ше­ния между пер­со­на­жа­ми. После раз­ры­ва по­молв­ки Розы у Друда нет сю­жет­ной ра­бо­ты.

Отказ от се­мей­ной жизни ста­вит жизнь Розы под удар.

Уг­ло­ва­тый че­ло­век Грюд­жи­ус не знал на­сто­я­ще­го за­ве­ща­ния.

Для млад­ше­го на­след­ни­ка Кри­спарк­ла Невилл ста­но­вит­ся опа­сен толь­ко после убий­ства Розы.

Устра­не­ние Розы — это то, что при­но­сит при­быль для на­сто­я­щих пре­ступ­ни­ков.

Для Кри­спарк­ла убий­ство Розы во­прос ре­шен­ный.

Фак­ти­че­ски Розу спа­са­ет глу­пое по­ве­де­ние Джас­пе­ра, вроде бы в неё влюб­лен­но­го.

Кри­спаркл знает, что любое про­ис­ше­ствие с Розой при­пи­шут Джас­пе­ру, ко­то­рый — по­вто­рюсь — не ви­но­вен. И по­это­му пока ни­че­го не пред­при­ни­ма­ет вез­ду­су­щий Кри­спаркл. Пока жив Джас­пер. Ибо для Кри­спарк­ла Джас­пер не более чем бок­сер­ская груша, маль­чик для битья. Та­ко­вым его вос­при­ни­ма­ют 90% чи­та­те­лей.

За­вяз­ка в том, что со­общ­ни­ца (сест­ра-лю­бов­ни­ца Кри­спарк­ла) вы­ма­ни­ва­ет из Лон­до­на Невил­ла и его сест­ру.

С Невил­лом на­мно­го труд­нее, чем с Розой. По­это­му Кри­спарк­лу так важно све­сти вспыль­чи­во­го Невил­ла с Дру­дом. Кри­спарк­лу не нужен ин­же­нер Друд. При ре­а­ли­за­ции всех за­мыс­лов, всту­пив­ший в права на­сле­до­ва­ния зло­дей Кри­спаркл про­сто бы уво­лил ин­же­не­ра Друда. Но ин­же­нер Друд ни­ко­гда не был целью для Кри­спарк­ла. Кри­спарк­лу нужно вы­ве­сти из игры Невил­ла, ко­то­ро­го об­ви­ня­ют в убий­стве Друда.

При пол­ной ре­а­ли­за­ции всех пре­ступ­ных и тай­ных за­мыс­лов пер­со­на­жей и за­слу­жен­ном на­ка­за­нии на­сто­я­щих пре­ступ­ни­ков, ма­те­ри­аль­но вы­иг­рал бы Сла­сти­г­рох. И это была бы на­гра­да для смель­ча­ка.

На­вряд ли ко­ми­че­ский пер­со­наж Сла­сти­г­рох был свя­зан с Кри­спарк­лом. Важно, что Сла­сти­г­рох иг­ра­ет уни­каль­ную сю­жет­ную роль. Сла­сти­г­рох — един­ствен­ный пер­со­наж, ко­то­рый вслух (и без­на­ка­зан­но) на­зы­ва­ет убий­цу Кри­спарк­ла «убий­цей»!!! И это прав­да.

И это не его субъ­ек­тив­ная прав­да, но сю­жет­ная прав­да.

Тол­стый слой са­ти­ри­че­ских недо­стат­ков, при­пи­сан­ных Сла­сти­г­ро­ху, ме­ша­ет чи­та­те­лю услы­шать слова прав­ды и слова про­ку­рор­ско­го об­ви­не­ния! Сла­сти­г­рох го­во­рит прав­ду, но его не слы­шат. В этом ма­стер­ство Дик­кен­са как пред­те­чи со­вре­мен­но­го де­тек­ти­ва.

Уста­ми Сла­сти­г­ро­ха Дик­кенс на­зы­ва­ет убий­цу Кри­спарк­ла «убий­цей». Но чи­та­тель не верит, ни пер­со­на­жу, ни ав­то­ру!

После при­ез­да Невил­ла, после ссоры с Невил­лом у Друда не было сю­жет­ной ра­бо­ты.

Кри­спаркл пер­вым ин­те­ре­су­ет­ся при­ез­дом Друда.

Кри­спаркл был по­след­ним, кто видел Друда.

За се­кун­ду до сво­е­го раз­об­ла­че­ния Кри­спаркл пе­ре­во­дит по­до­зре­ния в убий­стве Друда на Невил­ла.

То хлад­но­кро­вие, с ко­то­рым он пе­ре­во­дит по­до­зре­ния на Невил­ла, сви­де­тель­ству­ет о неис­пра­ви­мо­сти за­ко­ре­не­ло­го пре­ступ­ни­ка.

Кри­спаркл дер­жит Невил­ла в плену. Об этом го­во­рит­ся от­кры­тым тек­стом.

Кри­спаркл знает при­ё­мы по­ли­цей­ских, что объ­яс­ни­мо, если он — за­ко­ре­не­лый пре­ступ­ник.

Кри­спаркл вы­зы­ва­ет обос­но­ван­ные по­до­зре­ния Сла­сти­г­ро­ха.

Обе­щан­ной в за­го­лов­ке тай­ной Друда ста­но­вят­ся зло­клю­че­ния тела мерт­во­го Друда. В ночь бури Джас­пер нашёл тело Друда. Тело Друда — тайна Джас­пе­ра. Пси­хи­ка Джас­пе­ра рас­ка­че­на по­то­му, что он вла­де­ет телом Друда.

Но Джас­пер не уби­вал Друда.

Кри­спаркл убил Друда, сбро­сив на него ка­мень из стены или с крыши со­бо­ра.

О чём при опи­са­нии про­шед­шей бури Кри­спаркл внят­но рас­ска­зал до­вер­чи­вым и глу­пым слу­ша­те­лям, не спо­соб­ным пой­мать его за руку. Убив Друда, Кри­спаркл снял с тела часы и це­поч­ку, ко­то­рые он сам же по­ве­сил нал рекой, уто­пил на мел­ко­во­дье. А потом эти вещи сам же нашёл при сви­де­те­лях. На­ход­ка этих вещей на­столь­ко важна, что убий­ца не мог бы ко­му-то пе­ре­до­ве­рить это важ­ное дело.

Кри­спаркл не знал про одну вещь, ко­то­рая была с Дру­дом.

Эта вещь важна для фи­наль­но­го оправ­да­ния Джас­пе­ра, ко­то­рый по­ги­ба­ет от ножа.

Слухи про кро­во­жад­ность Невил­ла рас­пус­ка­ли Кри­спарк­лы:

«Он неод­но­крат­но по­хва­лял­ся, что по­бьет ми­сте­ра Кри­спарк­ла. Он по­хва­лял­ся, что всех убьет и оста­нет­ся един­ствен­ным че­ло­ве­ком на земле».

Это не обе­ща­ния зло­дея, не слова по­тен­ци­аль­но­го пре­ступ­ни­ка. Это пе­ре­сказ. Это ин­тер­пре­та­ция чужих слов к чьей-то вы­го­де.

За­да­ча ав­то­ра за­клю­ча­лась в том, чтобы в двой­ном фи­на­ле со­брать всех вы­жив­ших участ­ни­ков кон­флик­та в одном месте и за­ста­вить их раз­го­во­рить­ся. Ве­ро­ят­но, автор не ста­вил перед собой цели пе­ре­же­нить пер­со­на­жей. Это невоз­мож­но было сде­лать при по­гиб­шем Джас­пе­ре.

При вы­жив­шем и оправ­дан­ном Джас­пе­ре, союз с Розой по­ка­зал­ся бы чи­та­те­лю эф­фект­ным, но ма­ло­ве­ро­ят­ным фи­на­лом.

Для ги­бе­ли Кри­спарк­ла и его со­общ­ни­цы сле­до­ва­ло бы при­ду­мать две раз­ных смер­ти...